airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home О нас пишут Отклики читателей на книгу профессора Ф.И. Фирсова "Опыт семейной археологии" (М.: АИРО-XXI, 2021)

Отклики читателей на книгу профессора Ф.И. Фирсова "Опыт семейной археологии" (М.: АИРО-XXI, 2021)

Firsov opyt
Папа. Просто хотела тебе сказать, что ты написал совершенно замечательную книжку. Именно то, что я хотела. Читаю, не могу оторваться!

Спасибо тебе!

(Наташа Сулькин 5 августа 2021 года)

 


Спасибо огромное, дорогой мой друг. От Ларисы сердечный привет. Читаю с огромным удовольствием твою чудесную книгу "Археологию..." Помимо всего прочего, поражаюсь сходству детских впечатлений, оценок и восторгов.Обнимаю.

(Георгий Чернявский 22 октября 2021 года)


«Наша жизнь – кинематограф, чёрно-белое кино!..
(перефразируя Левитанского).


Дорогой Фред, во-первых, благодаря вашей книге, я узнала, что в этом году вы отметили свой замечательный юбилей, с чем я вас от души поздравляю и желаю вам здоровья, энергии для дальнейших творческих свершений.
Вы, написав эту книгу, сделали царский подарок не только вашим родным, близким и друзьям, а самое главное – самому себе, побывав в «волшебной стране» Воспоминаний.
Я давно не погружалась с таким интересом в чтение мемуаров, потому что, знакомясь с вашим детством и годами взросления, параллельно побывала вместе с вами в этой «волшебной стране». Ведь нас разделяют не столь большие годы рождения и города Москва – Ленинград.
Конечно, есть много различий в определённые периоды времени. Например, военное время, блокада , голод, который мы пережили в Л-де. Эвакуация по «Дороге жизни» и все перипетии. Всего не описать, но пережитое никогда не изгладится из памяти, хотя в ту пору я была очень мала (4 года). Послевоенный период, школа, когда моей мечтой была полевая сумка, а не тряпочная, которую сшила мама. Сейчас никто не знает, что такое химический карандаш, из которого мы делали чернила.
Вам удалось передать ту тёплую атмосферу, в которой прошло детство. Образ бабушки, мамы – замечательной доброй души людей, которые о вас заботились и прививали добрые качества вашего характера.
К сожалению, маминых родителей уничтожили в Белоруссии. Я их видела в возрасте 1 или 1,5 года, когда мама меня к ним привезла на лето, но совершенно не помню, только сохранилось фото.
У меня тоже есть младший брат, который родился в год Победы. Разница у нас 8 лет и его детство, как и у вас, шло под моей опекой.
К счастью, мне не пришлось жить в коммунальной квартире. Папа получил квартиру незадолго до начала войны, куда мы переехали из коммуналки. Это была южная окраина города – Московский р-н, 14 км. от Пулково, где были немцы. Наш р-н был уже зоной фронта и в нашем доме размещались солдаты. Нас выселили, мы переехали в бомбоубежище при папиной работе. Это рядом с театром им. Пушкина в центре города.
К счастью, наша квартира не пострадала, только были выбиты стёкла и сломаны двери. Дом был в форме буквы П и наше крыло сохранилось, а бомба попала в другое.
Я тоже, как и вы, выросла во дворе. Плюс к играм, которые вы упомянули, могу добавить лапту, круговую и обычную, классики, скакалку, прыгалки, верёвку, которую крутили двое (это было в основном для девочек). Мальчики ещё играли «в пристенок». Настольные игры были те же. Очень любили лото и играли или на копеечки, или на конфеты-драже.
Фред, хочу пояснить, что в «Мурзилке» публиковали ребусы, а не шарады.
Шарада – это устная загадка. Мы тоже в это играли. За дверь уходили двое или несколько ребят и договаривались, как изобразить то слово, которое надо разгадать. Например: Мой первый слог – приказ возницы. Второй – напиток из плодов, а в целом связан я на спицах и потому согреть готов (носок).
Ребус - это загадка, в которой слово зашифровано в рисунках, буквах, цифрах.
Давно ушли из употребления предметы быта, которыми мы пользовалсь, те, которые вы упомянули – утюг чугунный, стиральная доска, деревянная ребристая доска для прокатывания постельного белья до глажки.
Замечательно, что мама водила вас на оперу, но опять хочу вмешаться в повествование. Опера начинается с увертюры, а не с прелюдии. Прелюдия – это небольшое инструментальное произведение, а Увертюра – масштабное произведение для оркестра, в котором выражаются все эмоции последующего действия оперы.
И ещё, по поводу муз, терминологии. На стихи Пушкина Глинка писал не арии, а романсы. Ария – это оперная партия – монолог одного из героев.
Когда вы описали внешность одного из школьных друзей, у вас сказано, что у него были карие волосы. Обычно этот термин для глаз. Но я думаю, что в этом предложении дело в запятой, которая должна была отнести это к глазам.
Дорогой Фред, не обижайтесь моим репликам, я только хотела вам показать, насколько внимательно была погружена в ваш материал.
Вам безусловно удалось достичь желаемой цели и живоописать всё подробно.
Я вас узнала лучше, благодаря этой книге. Вы не побоялись даже рассказать о каких-то своих недостатках, хотя они не столь значительны.
Фред, вы избрали для себя очень сложную профессию и достигли больших успехов. Я была очень далека от предмета, которым Вы занимались.
В институте самым ненавистным предметом для меня была политэкономия, по которой у меня было «3» - единственная. Я ничего не понимала в этой науке, думаю, что в этом и «заслуга» преподавателя. Правда, мне нравились семинары по философии, которые вёл другой преподаватель.
Я всегда считала, что история – это такая наука, где всё незыблемо, существуют факты, события, даты и изменить или иначе трактовать это невозможно. Но, по мере взросления и расширения кругозора, поняла, как сложно и опасно высказывать свои мысли – это действительно, как вы отметили – «двоемыслие».
Дорогой Фред, ещё и ещё раз огромное спасибо за книгу. Я думаю, что ваши близкие тоже порадовались, тем более, что приняли в её создании активное участие, особенно ваш брат.
У вас замечательная большая семья. Прекрасно, что с вами рядом Лида, дочка. У вас очень тёплые отношения с братом, со всеми родными и друзьями.
Я бы считала, что ещё одно дополнение к книге было – бы не лишним. Это генеалогическое древо вашей семьи.
P.S. До знакомства с вами и Лидой, я познакомилась с Борисом Носиком, сначала по его замечательной книге «Мир и дар Набокова», а потом и лично, когда была с ним встреча в Бостоне. Кто-то мне сказал, что в нашем доме живёт его сестра, но я этого не знала. Борис фактически открыл для меня Набокова, которого я обожаю. Потом я читала и другие книги Бориса. С большим огорчением узнала, что его, к сожалению, уже нет.
Познакомилась случайно с Алёнушкой. Она была моим переводчиком и помощницей на 2-ух моих операциях по катаракте. Я просто сразу влюбилась в эту замечательную женщину, которая проявила ко мне массу внимания и доброты. Тоже не знала, что она - сестра Лиды.
Дорогой Фред, извините ещё раз за моё многословие и реплики, но во всём «вина» вашей замечательной книги.
С уважением Инесса Т. /ишкевич/.
30 окт. 2021 г.

(Инесса Тишкевич 30 октября 2021 года)


Дорогой Фред!

Огромное спасибо за книгу. Как только получила - открыла немедленно и не смогла закрыть пока не дочитала до конца.
Очень всё интересно: и твоё детство-юность, и все рассказы о семье. Маму твою я никогда не встречала, а теперь кажется , что знала её хорошо и долго.
Замечательны рассказы о друзьях, твоих и маминых. Много прибавляют к вашим портретам. И вообще приятно сознавать, что хороших и добрых людей много.

Книга твоя не только рассказала о твоей прекрасной семье и окружающих вас людях, но и вызвала много воспоминаний и размышлений о нашей удивительной стране "победившего социализма"и удивительной тамошней нашей жизни. Уму непостижимо, как это было.
Очень рада, что всё это пережито и осталось там позади; что все вы, особенно дети и внуки, можете теперь жить и процветать в полную силу своих талантов и возможностей.

А сколько воспоминаний о Москве! Я тот район вблизи Белорусского вокзала когда-то хорошо знала. Там многие мои пациенты-художники обитали, особенно на Малой Грузинской. И Вадя в том районе подрабатывал переводами иностранных фильмов.

Рассказы о коммуналках тоже очень близки; отсутствие ванной, горячей воды, походы в баню, телефон в коридоре - всё так знакомо. Сейчас верится с трудом, а ведь многие так жили.

Спасибо ещё много-много раз за чудесную книгу, перечитывать буду не раз.

P.S. Очень элегантное издание. Приятно в руках держать.


Целую, обнимаю,

Наташа Сегаль

(Наташа Сегаль 31 октября 2021 года)

С большим вниманием и интересом прочитала книгу известного советского и российского историка Фридриха Фирсова «Опыт семейной археологии», изданную в 2021 году.
Каждый из нас бережет в памяти радости и печали прошлого. Но передать бесценный опыт собственной жизни потомкам дано лишь немногим. Воспоминания помогают нынешнему поколению узнать о жизни своих бабушек и дедушек и глубже воссоздать полную и правдивую картину той эпохи, которую каждый из нас воспринимает и описывает по своему.
Фридрих Фирсов в своей книге рассказывает о жизни своей семьи, о своем детстве и юности, о своих родителях и их друзьях, о своих дедушке и бабушке. Удивительно, как много может сохранить человеческая память! Безусловно, воспоминания членов семьи, а также масса уцелевших в семье
документов заполняют те пробелы, которые может не совсем четко сохранились в памяти автора с детских лет.
Книга не только рассказывает об истории одной московской интеллигентной семьи, а также очень подробно и детально описывает быт и атмосферу того времени (1930-1950 годы). Большой заслугой автора является то, что он
сумел описать реальную жизнь советских людей в эти нелегкие годы на примере своей семьи.
Огромное количество деталей быта того времени,
включая сталинский террор, Отечественную войну, эвакуацию и послевоенные годы, позволяют представить, понять и во многих случаях напрямую почувствовать, как жили советские люди в это сумбурное время.
Я родилась вскоре после описываемых событий, но многие детали быта и повседневной атмосферы того времени, я вспоминаю как часть моего детства и юности. Многое в поведении моих родителей в 50-е и 60-е годы прошлого
века явились следствием того, что они пережили в эпоху, представленную в книге.
Прочитав эту книгу, я стала лучше понимать историю моей семьи в историческом контексте того времени.
Книга Фридриха Фирсова — во многом еще и портрет эпохи и очень жалко, что книга заканчивается событиями 60-летней давности. Очень хочется надеяться, что в планы автора входит написать продолжение этой книги. Я уверена, что произведение Фридриха Фирсова «Опыт семейной археологии» будет интересна широкому кругу читателей.

Алла Брикман

2 ноября 2021 года.

(Алла Брикман 2 ноября 2021 года)


Дорогой Фред, спасибо, что вы пригласили меня в гости в свою «Семейную Археологию». Невероятно трогательно просматривать вашу жизнь, листая страницу за страницей. Не смотря на многие сложные и трагические моменты из вашей жизни, жизни вашей семьи , друзей и знакомых, описанные вами в книге, чувствуется огромная любовь, которой вы наполнили всё, о чем излагаете. Ваша жизненная энергия и сила любви внутреннего огня оживили всех и всё, к чему вы прикоснулись в своих воспоминаниях. Книга притягательна ещё и тем , что автор, описывая многие исторические факты, моменты и жизненные ситуации, показал своё личное отношение, как мудрый глубокий аналитик, психолог и просто Человечище . В моем понимании Человечище - это человек, который поднялся выше над ситуацией и четко отдаёт отчёт, понимая плохие и хорошие качества окружения без осуждения, а просто принимая ситуацию, как настоящее, которое в скором времени будет в прошлом и тогда этому можно будет просто улыбаться . И вот так с улыбкой и без осуждения автор ведёт нас по своему путешествию Прошлого . И путешествие это совсем не скучное , а наоборот очень увлекательное . Многогранность книги увлекает в историю не только одной страны , но и мира , психологически показывает характер и поведение людей, знакомит с красотой и ценностью культурной и театральной Москвы а также напоминает о коллективных традициях страны и отдельных семей .
С полной уверенностью утверждаю , что «Опыт Семейной Археологии « Фридриха Фирсова будет полезна и интересна большому кругу читателя, кому интересна и небезразлична судьба прошлых лет нашей страны . А так же принесёт большую пользу людям многих профессий . Историки почерпнут из неё много фактов и правдивых событий. Сценаристам , артистам , режиссерам книга поможет в постановке видения и понимания четких событий, взаимоотношений и поведения жизни прошлых лет . Наконец и студенты смогут пополнить свои знания истории из этой книги . «Каждый выбирает для себя». Приятно закончить свои мысли о прочитанной книге , так же , как и ее автор, который закончил этими же строками стихотворения Юрия Левитанского . «Каждый выбирает для себя …..» Низкий поклон , вам Фред, за ваш выбор , за то , что поделились с нами своей частью души .
С уважением Galina Tait
(Галина Тейт 15 ноября 2021 года)

Фридриху Фирсову
автору книги
«Опыт семейной археологии»

Хотя Вы еще совсем не стары,
И юбилей пока Ваш мал,
Вы написали мемуары
И в них вложили свой запал.

Ваш труд полезен и огромен,
И нету в нем самореклам.
Вы поразительный феномен –
Скажу без лести это Вам.

Я почерпнул в нем много знаний.
Еще сказать бы я хотел:
«Достоен он переизданий
В библиотеке ЖЗЛ.»

Закрыв послнднюю страницу,
Теперь я думаю о том,
Что Вам лениться не годится,
И жду я следующий том.

P.S.
А в моей личной жизни тоже
Большой оставили Вы след.
Везде хожу я с гордой рожей,
Всем говоря «Фред – мой сосед!»

Владимир Кирсанов
Сентябрь 2021 г.

Напоминание о прошлом

Книга оказалась довольно познавательной.
Хотя написана она, как семейная сага интеллигентной московской семьи, но на судьбах членов семьи и их друзей не могла не отразиться та эпоха и поэтому её полезно было бы прочитать нашим внукам.
Мне, прожившему большую и активную часть жизни в той стране, было интересно читать описание жизни и быта того времени, о чём не может себе представить сегодняшняя молодёжь.
А судьба Евгении Гинзбург, матери В. Аксёнова, – наглядный пример ужасов 30 х годов в советской стране.
Даже не вникая в детскую жизнь семьи Фирсовых и их друзей, книга читается как учебник истории.
Так, приведённые слова Сталина на 1 ом съезде колхозников, где он, обращаясь к делегатам сказал: «От вас требуется…» говорят о многом.
Интересно и познавательно читается об учёбе автора в университете. Получается представление о том, как власть готовила историков, которым потом предписывалось писать историю страны, весьма далёкую от реальности, но в соответствии с установленными идеологическими рамками.
Книга Ф. Фирсова читается легко, с интересом и должна представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей страны.
Но не всё в книге мне понравилось.
Автор часто дословно, не редактируя, приводит письма своего брата Гарика, как источника информации. Мне кажется, что нет смысла всё время делать упор на то, что это прислал Гарик, потому что для читателя это не является важным. Также как и братское обращение «Фредюша».
Но в целом книга заслуживает внимания, как ещё один источник информации о стране, где мы родились и которая называется Родина.
С уважением – Григорий Капилевич.
22 ноября 2021 года

Дядя Фред, здравствуйте! Сегодня дочитала Вашу книгу "Опыт ...".
Читала будто и о своей семье (а в некоторых главах и правда - о дяде Тадике - бабушкином и Ирином двоюродном брате). Схожие родные и ключевые места: район Белорусского вокзала, Быково и Малаховка, Донское кладбище (там похоронены все мои родные). Очень приятно погружаться в атмосферу вашей семьи - добрых, дружных, рассудительных бабушки и мамы. Читать, как закладываются и проносятся сквозь годы и передаются через поколения моральные ценности и ориентиры. Ваша мама очень красивая!

 

tpp