airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home О нас пишут "Известия Воронежского государственного педагогического университета" (2021. №1) о книге Е.П. Белозерцева "Моя образовательная лествица" (М.: АИРО-XXI, 2020. – 512 с.)

"Известия Воронежского государственного педагогического университета" (2021. №1) о книге Е.П. Белозерцева "Моя образовательная лествица" (М.: АИРО-XXI, 2020. – 512 с.)

voronezh logo

С высоты прожитой лествицы: размышления профессора Белозерцева о себе и отечественном образовании
Л. Э. Заварзина, Л. Ю. Панина

Как-то философ и публицист В. В. Розанов заметил, что «в конце концов все стекается в слово, и все завещается потомству: эти два мотива и родят книгу» [1, с. 296]. А как еще мыслящий человек может поделиться с современниками о наболевшем, подвести предварительные итоги своей профессиональной деятельности? Конечно, среди ответов могут быть и такие: в блоге, в ЖЖ (живом журнале). Но старшее поколение солидарно с мнением Розанова: только книга, которую можно держать в руках, вдыхать запах типографской краски, долгое время (если она достойна этого) не расставаться с ней в любой обстановке, способна растревожить мысль читателя, ответить на многие вопросы, породить новые. Полагаем, что проф. Белозерцев разделяет нашу точку зрения. Его новая книга*, объединившая в себе повествование о жизни автора и размышления о проблемах образования, займет достойное место в библиотеке педагогов разных поколений.
Немного о заглавии книги. «Лествица» – сочинение преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской обители, состоящее из 30 глав, «ступеней» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Написана «Лествица» в середине VII в. (по другим источникам в конце VI в.) по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, который в своем «Послании» так напутствовал автора: «преподай нам, невежественным, то, что ты видел в Боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге».
Жизненный путь Иоанна Лествичника – путь ежедневного и еженощного, беспрестанного восхождения по лестнице духовного самосовершенствования. Постоянное движение к нравственному идеалу помогло ему переплыть «бурное море страстей». Он, обучившись «небесной простоте», стал образцом христианского поведения. «Лествица» Иоанна Лествичника, являющееся по праву одним «из выдающихся педагогических сочинений об изменяющемся человеке», помогла Е. П. Белозерцеву, по его признанию, понять собственный жизненный и профессиональный путь (с.22), неразрывно связанный с образованием.
Е. П. Белозерцев, как настоящий гражданин и истинный патриот, взялся за перо по нескольким причинам. Во-первых, он чрезвычайно озабочен и встревожен раздробленностью нашего общества, для которого характерно наличие различных партий, «плюрализм необоснованных мнений, навязывание не наших ценностей». Во-вторых, в стране растет социальное и имущественное неравенство. В-третьих, буквально на глазах рвутся нити, связывающие поколения «отцов» и «детей», утрачивается «общий ценностный ориентир, общий язык» (с.9).
Ключевым условием, фактором, лежащим в основании преодоления накопившихся противоречий, является, по мнению автора, образование. Такую точку зрения не раз высказывали многие отечественные мыслители. Так, П. Ф. Каптерев в статье, написанной более ста лет назад, представил такое государство, в котором образование находится в пренебрежении. Мыслитель, в частности, писал: «Каждый народ, живущий в Европе, втянут в поток соперничества и вырваться из него не может. Нельзя уберечься от соперничества, заявляя: я никого не трогаю и меня пусть никто не трогает. Тронут и сильно тронут. Одним из самых существенных элементов и орудий соперничества служит развитие знаний и образования в народе. <…>
Страна, не заботящаяся о широкой постановке серьезного народного образования, неизбежно готовит себе гибель. Гибель придет не сразу, а помаленьку, и будет выражаться множеством угрожающих признаков: сначала будет неумение приготовлять разные сложные жизненные предметы, главным образом разные машины, пароходы, орудия, а равно тонкие вещи жизненного удобства – тонкие и плотные материи, сукна, шелк и т.п. Придется все это постоянно покупать за границей и за все платить большие деньги. В то же время окажется, что все, что делается собственными силами, делается плохо, неразумно: земля истощается, неурожаи становятся частыми, леса вырубаются, реки мелеют, пески заносят степи. С плохим питанием идут рука об руку разные болезни, население слабеет и вырождается, смертность громадная, а средств для борьбы с этим злом не находится. <…> Такая страна быстро подпадет под иго соседних, более образованных и энергичных, наций, соседи придут в богатую, может быть, по природе, но невежественную страну с своими капиталами, с своими идеями и планами, с своими директорами и заправителями, мирным путем завоюют страну, станут в ней господами и распорядителями <…>; страна будет служить лишь рынком для своих более счастливых соседок. Останется только независимая армия, но и в ней скоро окажутся недочеты: оружие устарело, корпус офицеров недостаточно образован, солдаты не понимают, куда и зачем они идут, сведения о соседних странах поверхностны и неверны, талантливых генералов нет, пути сообщения плохи, докторов мало. <…> Заповедь нынешнего времени такова: если хочешь жить на свободе и хорошо, будь образован; не желаешь быть образованным, будь рабом у братьев своих, а потом ложись и помирай. <…>.
Без образования – широкого, всенародного, бессословного, серьезного – ныне нет спасения. Страна, не желающая понять этого принципа, рано или поздно, но несомненно горько раскается» [2, с. 11-13]. (Объем этой блестящей цитаты оправдывается ее точностью и яркостью.)
Мы имели широкое, всенародное, бессословное, фундаментальное образование, но растеряли его. Теперь же, пишет Е. П. Белозерцев, образование, чтобы стать рычагом, способным изменить общество, само должно выйти из кризиса, обусловленного распадом СССР и строительством новой России. К сожалению, в образовании смещаются акценты. Оно теряет человека, субъекта, заменяя его разного рода стандартами. Расширение кругозора обучающихся, формирование их мировоззрения, воспитание нравственной личности вытесняют технологии, используемые на разных этапах и уровнях. Образование, пишет Е. П. Белозерцев, стремительно катится под откос, «потому что в стране по-прежнему нет осмысленного его содержания, нет реальной переоценки ценностей и отсутствует интеллектуальная нравственная потенция у элиты» (с.10). Разве может быть достойным образование в деинтеллектуализированном и десоциологизированном обществе, каковым является современное? Образование находится в перманентном процессе реформирования, который теперь принято называть модернизацией. Многие педагоги, по настоянию начальства, “прилаживают” иностранные понятия к отечественному образованию, «пренебрегая историко-культурным наследием, а скорее всего, предавая его» (с.11).
Педагогическую науку также не миновал кризис. Несмотря на повышение требований, предъявляемых ВАК к кандидатским и докторским диссертациям, качество их снижается. Новейший период педагогической науки Е. П. Белозерцев охарактеризовал как «методологическое вольнодумство и безответственность». Автор предлагает отказаться от чрезмерного иноземного заимствования в области терминологии и вернуться «к забытым или забываемым словам русского языка, имеющим сакральное значение для всего общества, будущего отечества, ибо эти слова про вековечные ценности нашего образования» (с.12). В образование, по мнению Е. П. Белозерцева, должен вернуться здравый смысл, руководствуясь которым и “верхи” и “низы” поймут, что главная, стратегическая задача образования – не технологии, модели, ЕГЭ, а человек. Одним словом, евро-американская модель образования чужда нашему менталитету, поскольку каждый народ имеет только ему присущее образование. Оно «национально по содержанию и характеру, государственно по мере ответственности за него». Стратегическую задачу автор видит в том, чтобы «возродить, воссоздать, восстановить культурные ценности» (с. 13).
Своей книгой Е. П. Белозерцев вносит немалый вклад в возрождение национального образования. Он указывает причины, приведшие образование к кризисному состоянию, предлагает варианты решения накопившихся проблем. Много внимания автор уделяет анализу советского образования, стараясь быть объективным, несмотря на приятные воспоминания, связанные с детскими и юношескими годами, профессиональным становлением. Компаративистский анализ Е. П. Белозерцева тем и интересен, что он знает и специфику советского образования, и особенности современного, постсоветского, образования “из первых рук”. С грустью пишет автор о том, что «родился и воспитывался, становился профессионалом в стране, которая строила социализм, своим согражданам обещала коммунизм; а служит образованию и реализует гражданские права, соблюдает обязанности в стране, которая строит капитализм» (с. 15).
Рецензируемая книга написана к 80-летнему юбилею автора, человека творческого, глубоко и масштабно мыслящего, а таковым является продукт не только индивидуального, но и исторического сознания, так как «человек идеи и науки самостоятельной», полагал, в частности, Ф. М. Достоевский, «образуется всею историческою жизнью страны».
Е. П. Белозерцев начал свое повествование с исторического и географического описания места, в котором он родился. Это Ливны, маленький городок с поэтическим названием, что в Орловской области. Автор гордится тем, что многие выдающиеся деятели русской культуры – его земляки, родились так же, как и он, в сердцевине России. Всю жизнь педагог не порывает связи с этим чистым городом, где много цветущих подсолнухов, мостовые из цельных каменных плит и река Быстрая Сосна, вырывшая ущелье в толще желтого девонского известняка.
Профессор Белозерцев вырос в многодетной семье, где было семь детей, он – шестой. Детство – важный этап в жизни человека, период, когда формируется его индивидуальность, характер, личность; когда намечаются линии, которые никогда не стираются. Родители и дети жили в труде, у каждого – свои обязанности. Конечно, Петр Иванович и Александра Ивановна, родители Евгения, не читали К. Д. Ушинского, утверждавшего, что «внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья» [3, с. 337-338], но интуитивно чувствовали, что труд – основа жизни, поэтому она не должна быть праздной. Отсюда главные воспитательные средства: труд, поведение, отношение друг к другу, к людям. «Семья воспитывала образом жизни, в основе которого находилась любовь» (с. 39).
Студенческие годы Е. П. Белозерцева прошли в Елецком педагогическом институте с 1958 по 1963 годы, когда, мы в этом уверены, не то что В. В. Розанова, назвавшего этот город своей нравственной родиной, но и И. А. Бунина не вспоминали. Разве можно было говорить о писателе-эмигранте, хулившем советскую власть, являвшемся ее идеологическим врагом? Зато много говорили о Н. А. Семашко, выпускнике мужской гимназии Ельца, первом наркоме здравоохранения РСФСР, соратнике В. И. Ленина, родном племяннике Г. В. Плеханова. О М. М. Пришвине вспоминали редко: из гимназии исключен, писал о природе, а отношение к ней в эти годы было чисто потребительским, что и отразилось в таком советском утверждении: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Эти и некоторые другие факты из истории прекрасного уездного городка с богатейшей культурной историей вспомнились нам при чтении второй ступени лествицы: «Елец. Студент».
Осознание Ельца как самобытного культурно-исторического очага средней России, как культурно-образовательной среды пришло к Е. П. Белозерцеву позже, так же как и понимание ценности краеведческих знаний, необходимости их изучения и распространения.
Активного студента, бывшего за время обучения и членом комитета комсомола института, и старостой группы, и отличным игроком команды по русской лапте, окружали добрые, отзывчивые люди, о которых с особенной теплотой повествует автор. Рассказывает он и о педагогических “ляпах”. Бывало и такое. Вот один из них. Открытый урок по математике в районной школе на тему «Умножение целого числа на дробь». Стажеры, прибывшие на занятие поучиться у профессионала, были удивлены толкованием слова умножение. Оказывается, «умножение – это умно жить». После такого оригинального определения, видимо, авторского, учительница последовательно стала спрашивать у школьников Кто же умно живет в нашей стране?; Липецкой области?; деревне Чемоданово? (там шел урок) и получала соответствующие ответы: космонавты; сталевары Новолипецкого металлургического комбината. Но ответ на третий вопрос был настолько разнообразен и не совпадал с мнением учительницы, что умножение целого числа на дробь стало уже неактуальным. По мнению Марии Ивановны, умно живет в деревне Чемоданово доярка, которая надаивает в колхозе самый большой объем молока. А дети почему-то этого не понимают. Советское учительство тоже было разным…
Книга Е. П. Белозерцева написана душой, сердцем, с чувством глубокой благодарности автор вспоминает замечательных педагогов, с которыми столкнула его судьба. Много их было в средней школе №1 г. Магадана, где учитель физики и основ производства начал профессиональную карьеру. Здесь раскрылся его талант воспитателя, старшего товарища, руководителя, когда надо было искать решения различных сложных вопросов сообща, поскольку комсомольская организация школы объединяла и старшеклассников, и молодых учителей. Демократизм отношений, общие цели способствовали поиску решений и воплощению их в жизнь. Так, к примеру, произошло с созданием лагеря на Колыме.
Энтузиазм молодого педагога, его преданность комсомолу, уважительное отношение к учащимся, организация совместных творческих дел повлияли на решение директора школы А. К. Сеидовой направить Е. П. Белозерцева на дальнейшее обучение. Тем более что на базе Академии педагогических наук создавалась аспирантура по проблемам воспитания и деятельности школьных комсомольских организаций. В положенный срок была написана и защищена кандидатская диссертация «Формирование самостоятельности старших школьников в деятельности комсомольских организаций», и молодой ученый был приглашен на работу в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ.
Особенность книги Е. П. Белозерцева – создание автором портретной галереи современников. Это люди долга, преданные Отечеству, широко образованные, истинные профессионалы, гуманные по своей сути, высоконравственные. Назначение свое они видят в том, чтобы, говоря словами В. Г. Распутина, «строить, просвещать, упорядочивать, воспитывать, утверждать – всё с сыновней любовью и радетельным подвижничеством». Таким, к примеру, был Николай Владимирович Трущенко, профессор, ректор Высшей комсомольской школы. К его 90-летию бывший факультет истории и коммунистического воспитания издал книгу «Ректор из поколения Победы» (М., 2013).
Компаративистский метод, пожалуй, основной в книге: автор постоянно проводит параллели между советским и современным образованием, между социалистическим подходом к образованию граждан и … капиталистическим. Так, широко представив факультет истории и коммунистического воспитания в ВКШ при ЦК ВЛКСМ, Е. П. Белозерцев задался вопросом: «Нужен ли опыт Факультета для современной высшей профессиональной школы?» и представил на него два ответа.
«Нет! Да тех, кто «модернизирует» отечественное образование; кто лишен дара умопостижения сущности явления; кто не способен чувства и опыт соединить с интеллектуальным трудом и своей профессиональной деятельностью; кто не соглашается с тем, что научно-педагогические школы онтологичны, диалогичны, независимы, компенсаторны, объединительны, охранительны…
Да! Для тех, кто историко-культурное наследие считает своим, образование воспринимает как духовное задание человеку; кто любит и потому бережет все самое лучшее в отечественном образовании; кто стремится убедить правительство и общественность в том, что образование – феномен истории и культуры нашего народа, не понимать сущностные характеристики образования – значит быть дремучим гражданином, не знать закономерности образования – значит работать не профессионально, не учитывать рекомендации науки, состоявшихся граждан, научно-педагогических школ в управлении образованием – значит вредить всему обществу и государству» (с.152).
В этих ответах еще раз подчеркнута позиция проф. Белозерцева по отношению к общенациональной, общегосударственной, личностной ценности, какой является образование. К такому пониманию этого феномена автор пришел не сразу, оно формировалось и во время чтения лекций, и бесед со студентами, и в процессе научных изысканий; способствовали широкому и одновременно глубокому взгляду на образование встречи с различными людьми, с которыми общался и на родной земле, и за границей. Деятельность Е. П. Белозерцева в Демократической республике Афганистан, где он был советником-консультантом министра обучения и воспитания, значительно расширила его взгляд на образование. Впоследствии то, что чувствовал интуитивно, к чему пришел долгими размышлениями, услышал в речи Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который, выступая на Ученом совета ВГУ (2011), сказал: «Образование так же важно, как оборона, и точно так же может быть только общенациональным делом. <…> Преподаватель … – не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания. Это наставник, который помогает молодым людям найти свой путь в жизни … с самого начала определить свои ценности, исходя из них – свои цели, исходя из целей – действия. <…> … ценности, цели и действия есть триада, в границах которой и развивается человеческая личность».
Шестая и седьмая ступени лествицы Белозерцева различаются, на первый взгляд, лишь хронологически и топонимически. В них – анализ профессорской деятельности автора в Москве в перестроечное время, а также в период заката великой державы и, соответственно, в Ельце и Воронеже, но уже в постсоветскую пору. Читатель становится свидетелем насыщенной жизни столичного профессора, в которой есть место работе со студентами, аспирантами, коллективом кафедры и, конечно, занятиям наукой. Интересны приведенные тексты из ежегодника «Педагогическое образование без отрыва от производства». Это, в частности, статья Е. П. Белозерцева «Формирование нового образа педагогики» и материалы под рубрикой «Педагогическая мастерская».
Время, в котором мы живем, трудимся, не раз подчеркивал автор, – время путаное, нелепое, теряющее здравый смысл. Нас, людей, работающих в образовании, уже не удивляет частая сменяемость профильных министров. За 30 лет, пишет Е. П. Белозерцев, в новой России сменилось 11 министров образования, причем вклад каждого, мягко сказать, оказался «странным». Краткий анализ деятельности каждого в книге прилагается. Как и предлагается читателю мнение О. Н. Смолина, депутата Государственной думы, размышляющего о действующем Федеральном законе «Об образовании».
Но, уверен автор, несмотря на сложности, противоречивость, образование не только функционирует, но и развивается благодаря региональным образовательным системам. Разрешение накопившихся противоречий автор связывает с понятием «культурно-образовательная среда». Это понятие он пытается использовать в качестве «инструмента» изучения региональных особенностей образования, истории и современности. Преодоление кризиса отечественного образования, также полагает Е. П. Белозерцев, возможно благодаря новой стратегии гуманитарного знания – «философии Отчего края», стратегии, которая состоит в осмыслении и разъяснении ценностно-смыслового единства края. Понятно, что в седьмой, заключительной, ступени лествицы этим категориям отведено значительное место. Провинция, признается автор, стала для него Отчим краем, вдохновила на издание нескольких книг.
Завершает Е. П. Белозерцев повествование о своем личностном и профессиональном пути словами надежды на культурное возрождение Отечества, а значит, и образования. А для этого, полагает он, нужно продолжать работать профессионально, «пользуясь правами, выполняя обязанности, сохраняя собственное достоинство и достоинство образовательного учреждения, в котором мы служим Отечеству; каждодневной жизнедеятельностью напоминать о соборной ответственности за образование и Россию» (с.357).
Интересна также та часть книги, которая названа «Вместо эпилога» и в которой представлены рецензии на монографии Е. П. Белозерцева, портретные зарисовки его личности и аналитические статьи о его педагогическом наследии. Среди авторов – В. А. Сластенин, В. И. Косик, П. А. Гагаев, Л. Э. Заварзина, В. В. Будаков, В. В. Варава, О. И. Тарасова, А. В. Репринцев, Р. Г. Гостев и др. В Приложении указаны основные даты жизни и деятельности проф. Белозерцева и дан Библиографический указатель его трудов. Отметим также, что в издании представлен богатейший фотоматериал.
«Лествица» Е. П. Белозерцева еще более упрочила наше понимание того, что сущность образования, его содержание, его процесс, руководство им – сложное государственное дело, касающееся каждого жителя страны. В нем нет мелочей, в нем есть единение прошлого, настоящего и будущего, успехи образования – прогресс государства, улучшение жизни граждан. И в этом – главная мысль книги Е. П. Белозерцева, искренне болеющего за свою страну, ее будущее, ее великое культурно-историческое наследие.

Литература
1. Розанов В.В. Когда начальство ушло… М., 1997.
2. Каптерев П.Ф. О народном образовании // Образование. 1902. №7-8.
3. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т.2. М.-Л., 1948.

 

Проект АИРО-XXI «Победа-80»

logo Pobeda 80 240

tpp