airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home О нас пишут РГО "ЛОС"

РГО "ЛОС"

Б. Соколов. Реквием по крестьянским атаманам

06.02.2018
Рецензия на книгу Вожаки и лидеры Смуты 1918-1922 гг. Биографические материалы. Сборник статей и материалов /Под ред. А.В. Посадского. М.: АИРО-XXI, 2017. 592 с., илл.

Рецензируемый сборник – это уже четвертая книга в серии изданий АИРО-XXI о роли крестьянства в революции и гражданской войне в России. На этот раз речь идет о крестьянских полевых командирах – тех, кто возглавлял крестьянские повстанческие армии и отряды самой разной численности – от нескольких десятков тысяч до нескольких человек, а также сформированные из крестьян и казаков регулярные полки и дивизии в красной и белых армиях. При этом охвачены оказались многие регионы бывшей Российской империи. Тут и Северо-Запад (Петроградская и Псковская губернии), и Смоленская губерния, и Белоруссия, губернии Промышленного Центра, Поволжье и Урал, Воронежская и Тамбовская губернии, Донская область, Кубань и Северный Кавказ, Украина, Дальний Восток, Туркестан и Степной Край. Тут есть как хорошо известные крестьянские вожди, вроде Думенко, Антонова, Маслакова, Сапожкова, так и те предводители, о которых мы знаем лишь фамилию, без имени и отчества. Всего биографические материалы создавали 37 авторов. В своем большинстве крестьянские атаманы были представителями антибольшевистского сопротивления, хотя часть из них служила у красных. Перед нами проходит несколько сотен атаманских судеб. Многие из героев книги успели побывать и у красных, и у белых, прежде чем начали пытаться отстаивать собственно крестьянскую, «зеленую» правду. Это правды они не нашли ни у большевиков, ни у Колчака, Деникина и Врангеля. Судьба подавляющего большинства крестьянских вожаков сложилась трагически. Лишь очень немногим из них посчастливилось эмигрировать и умереть своей смертью. Даже большинство из тех, кто в конце концов оказался на стороне красных, были в итоге уничтожены – либо еще в начале 20-х годов, либо во время Большого террора 1937-1938 годов. Для большевиков бывшие крестьянские вожди навсегда остались подозрительными.
Иногда крестьянское движение представляло собой не реализовавшееся и не достигшее своих целей национальное движение, как это было, например, со Слуцким восстанием 1920 года и движением «Зеленого Дуба» в Восточной Белоруссии. В рецензируемом сборнике привлекает внимание биография одного из наиболее видных белорусских атаманов Юрия Монича, написанная белорусским историком Ниной Стужинским. Она достаточно типична. Георгий Адамович Монич родился в семье крестьянина-середняка в деревне Малые Жаберичи Лошницкой волости Борисовского уезда Минской губернии. В Первую мировую войну дослужился до чина поручика. В биографии утверждается, что он стал Георгиевским кавалером. Однако мне не удалось найти имени Монича в списках офицеров, награжденных Орденом Св. Георгия 4-й степени или Георгиевским оружием. Скорее всего, у него был только солдатский «георгий». В 1918 году он партизанил против немцев, в 1919 году участвовал в деятельности поддерживавшейся поляками Белорусской войсковой комиссии, затем служил у Врангеля в Корниловском ударном полку, вместе с которым эвакуировался из Крыма в Галлиполи. В эмиграции быстро установил связи с Булак-Булаховичем и с конца 1920 года стал партизанить в Борисовском уезде, на зиму уходя в Польшу. Его отряд (историк пишет: «банда») был неуловим и оперировал по всей Минской губернии. Нередко сложно было понять, политическое это ограбление или чисто уголовное. Самой громкой акцией Монича стало ограбление 10 октября 1923 года скорого поезда Минск – Москва, в котором ехали члены московского дипкорпуса. Есть версия, что этот налет был сделан по согласованию с польской разведкой. В ночь на 23 мая 1924 года Монич был застрелен во время чекистской операции недалеко от родной деревни. Атаману в момент гибели было всего 34 года. На его след вывели засланные в отряд осведомители, получившие за это денежную награду и направление на учебу в вуз. Позднее были расстреляны жена и отец Монича. Такова же была судьба большинства крестьянских атаманов. Теперь Монича в Белоруссии считают белорусским Робин Гудом, хотя официальные власти его и не признают.
Изданная книга – бесценный справочник для всех, занимающихся историей революции и гражданской войны, хотя она, конечно, не исчерпывает темы. Думаю, что подлинные биографии всех крестьянских атаманов не удастся написать никогда, но многие из них могут быть выяснены стараниями историков-краеведов.

Источник: http://rgolos.org/novosti/b-sokolov-rekviem-po-krestyanskim-atamanam/

 

tpp