Филиппова, Татьяна
Баратов, Пётр
«Враги России». Образы и риторики вражды в русской журнальной сатире Первой мировой войны. – (Серия «АИРО – монография») – М.: АИРО-XXI, 2014. – 272 с. + 88 с. илл.
ISBN 978-5-91022-270-4.
Цель авторов книги – воссоздать процесс формирования, трансформации и размывания сатирических образов врага и риторик вражды в русской журнальной сатире эпохи Первой мировой войны, формировавших и отражавших представления значительной части российского общества. «Враг с Запада» и «Враг с Востока» – эту раздвоенность бытования образов врага и двойственность их критических интерпретаций авторы анализируют на примере конкретных прецедентов фобий военного времени в сатирической печати, этом зеркале общественных настроений и – одновременно – зазеркалье политической «кухни», производившей медийные «продукты» вражды.
Работа раскрывает для читателя мир русской журнальной сатиры, в котором она жила (и выживала) между двумя модальностями – патриотическим отзывом на агрессию врага и критическим осмыслением собственных проблем России в условиях жесточайшего военно-политического, социального, экономического, культурного кризиса, порождённого политикой мировых держав и действиями собственной власти.
Книга наглядно свидетельствует, что для историков, специалистов в области политической культуры, культурной антропологии и исторической психологии изучение реакции че-ловеческого сообщества на Великую войну представляет собой острый исследовательский вызов. В этом смысле сатира – как способ апроприации обществом опыта войны – способна обеспечить исследователя своего рода ключом (возможно, отмычкой!) для проникновения в жестокую повседневность психоистории войны.
Знакомство с ярким и трагичным «репертуаром» образов «иного», «чужого», «врага», созданных за годы Первой мировой войны отечественными журналистами-сатириками, дает основания переиначить пословицу и утверждать: скажи мне, над чем ты смеёшься, и я скажу, что у тебя болит. Неудивительно, что пресловутая проблема идентичности в применении к российскому обществу военной поры и обострившейся в нём саморефлексии – на фоне кризисных явлений и распада прежних социокультурных связей – с беспощадностью гротеска отразилась в зеркалах сатирической журналистики, привлекая к себе внимание историков и давая повод к актуальным размышлениям.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (Т. Филиппова, П. Баратов)
Скажи мне, над чем ты смеёшься
Глава I (П. Баратов)
ПУТЬ ИНТРИГ И ПРЕДАТЕЛЬСТВ:
«Австриец» и его соседи
Глава II (Т. Филиппова)
КАВКАЗСКИЙ ФРОНТ РУССКОЙ САТИРЫ
«Турок» – «злодей» и «жертва» Великой войны
Глава III (Т. Филиппова)
«ДЕТИ ГЁТЕ, ВНУКИ КАНТА»
«Германец» и его «амплуа» в русской журнальной сатире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (П. Баратов)
«Умирать за знамена»
УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН
Интервью с Татьяной Филипповой в Газете.ру: http://www.gazeta.ru/science/2014/08/13_a_6150425.shtml