

21 июня
Из статьи Дмитрия Донского и Екатерины Щербаковой
«Потомки победителей: молодежный формат памяти».
Нынешнее молодое поколение, как сейчас принято говорить, – зумеры, родившиеся в 1996-2012 годах, выглядят довольно противоречиво. С одной стороны, очевидны энергия и гражданская активность, к примеру, в деле сохранения памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. Участники нового «Движения первых» ухаживают за воинскими мемориалами и разыскивают захоронения павших воинов. С другой, со¬гласно статистическим данным, озвученным в Росмолодежи, 5 из 37 млн молодых людей (до 35 лет) нигде не работают и не учатся, бездельничая совершенно осознанно и, если так можно выразиться, концептуально. Подобный образ жизни стал целой субкультурой, для многих вся жизненная активность сместилась в онлайн.
Однако и в сетях можно учиться, зарабатывать, проявлять свою гражданскую позицию. Вероятно, дело не в этом. «Идейные» прожигатели жизни имеют материальную возможность для реализации такой позиции. Обычно, это дети обеспеченных родителей, выращенные в тепличных условиях, не спешащие взрослеть и брать на себя ответственность за что бы то ни было. Кроме того, не интересуясь окружающим миром, они часто зациклены на самих себе, своем эмоционально-психологическом состоянии…
«Милитаризм в принципе не близок молодежи» – считает социолог, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Елена Омельченко. Идеи жертвенности и героизма не близки современной молодежи, она реагирует на «отчасти агрессивное, отчасти формальное, навязывание патриотизма негативно или прагматично — надо поучаствовать, чтобы тебя не трогали, сделать какой-то доклад, сорганизоваться. Но это не круто, это не модно». При этом, начиная с 2017 года, исследования Центра демонстрируют рост патриотических чувств, которые находят проявление в «росте гражданственности, чутком отношении к несправедливости, к наличию неравенства, к грубости, к неправде». Тем не менее, согласно масштабному опросу населения России, который проводился Федеральным научно-исследовательским социологиче¬ским центром Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) в феврале 2024 года (было опрошено 2000 респондентов старше 18 лет в 22 субъектах РФ, в 122 поселениях), главным событием в истории страны три четверти респондентов считают победу в Великой Отечественной войне. Конечно, мнения представителей разных возрастных групп далеко не тождественны. Приведенный выше ответ дали 80% людей послевоенных поколений и 66% тех, кто учился в школе на рубеже ХХ и ХХI века.
Российские социологи не впервые фиксируют тревожные тенденции: Великая Отечественная война теряется в историческом тумане, ее заслоняет быстро меняющаяся современность, кадры в клиповом мышлении молодежи мелькают, не затрагивая глубин сознания. Еще пять лет назад треть опрошенных в десяти регионах России молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет были убеждены, что в современном мире события Великой Отечественной войны утрачивают свою актуальность, 5% утверждали, что интерес к ним со стороны общества исчез полностью8. Три года назад 48% опрошенных представителей молодежи считали, что «в стране осуществляется манипуляция массовым сознанием, когда речь ведется о Второй мировой войне». Откуда же черпает современная молодежь сведения о Великой Отечественной войне? Насколько важна для них память о Великой Победе? Ответы на эти вопросы дает анкетирование, в котором приняли участие 200 студентов бакалавриата МШЭ МГУ.

















