
16 июня
Из статьи Надежды Смолиной
"Без права на забвение. Экспозиции и выставки к юбилею Великой Победы":
Про выставку «Великая страна – Великая Победа. 1941–1945» в Центральном выставочном зале «Манеж» (СПб) культурная блогосфера высказалась практически единодушно: «Музеям сложно сделать выставки к юбилею Победы, ещё и потому что с этой темой уже выступил питерский Манеж и выступил масштабно. Теперь неминуемо последующие проекты будут сравнивать с ним». Посмотрим, насколько это обосновано.
Историко-документальный выставочный проект, в котором приняли участие более 50 партнеров «Манежа» – музеи, архивы, предприятия, научно-исследовательские институты и университеты из разных регионов, «посвящен подвигу тыла и рассказывает о героическом труде миллионов людей, чьи усилия и жертвы неотделимы от достижений армии. Проект исследует вызовы, которые встали перед Советским Союзом во время войны, повествует о жизни в условиях тягот военного времени и показывает весомый вклад тружеников тыла в Победу. Кураторы выставки выделили ключевые сферы жизни тыла и проблемы, с которыми столкнулась наша страна в каждой из них».
Структура выставки состоит из семи разделов, каждый из которых показывает «глобальную трансформацию» и «переход «на военные рельсы» транспортной системы, промышленности, экономики, науки, медицины, сельского хозяйства и культуры. Чтобы посетитель смог без проблем считать концепцию, которую можно определить как «вызов – ответ» или «от проблемы – к решению», «каждый из семи разделов открывается мультимедиа-инфографикой, условным «ключом», который знакомит с вызовами и проблемами, и затем, благодаря предметам, документам, архитектурному решению и художественным инсталляциям зрителям будут представлены ответы на эти вызовы». «Держат» экспозицию, безусловно, упомянутые архитектурное решение, декорации и инсталляции, что логично, учитывая объём выставочного пространства и всеохватность самой темы. Они создают необходимый антураж для более чем 1000 подлинных предметов, артефактов, документов, фотографий, аудиозаписей из городских и ведомственных музеев и архивов.
В тематических разделах выставки можно найти вещи железнодорожных служащих, музыкальные инструменты, детские рисунки, стенгазеты, агитационные плакаты, приспособления для реабилитации инвалидов, образцы культурных растений, их болезней и вредителей, сельскохозяйственные орудия, инструменты по медицине, ветеринарному и санитарному делу, лечебные протезы и др. В достаточном количестве представлены также макеты кораблей, поездов, сельхозтехники; из крупных форм – вагоны «с грузом» в натуральную величину, мебель, церковные колокола.
Дизайн выставки стоит признать стильным и лаконичным. Преобладающий градиент серого цвета (с терракотовыми и синими акцентами) создает нейтральную среду, общую для всех элементов выставки. Инсталляции на тему эвакуации, изнуряющего аскетизма кабинетной работы ученых и служащих, колокольного набата составлены из предметов, выкрашенных также в нейтральный серый. Деревянные ящики, мешки и железная печка в вагоне, ряды столов с одинаковым набором письменных принадлежностей словно присыпаны пеплом или заморожены во времени, лишены жизни. «Набор предметов на каждом столе один и тот же: телефон, стакан в подстаканнике, чернильный прибор, бумаги. Под стеклом зритель видит документы со штампом "рассекречено". Зал со столами отражается в наклонном зеркальном потолке, позволяя увидеть себя среди этих рядов столов сверху. Довольно впечатляюще. И паркет в этом месте покрыт той же серой массой...». Отсутствие на выставке «личного начала», эмоционального сопереживания судьбам миллионов тружеников тыла, слабых женщин и малолетних детей, самоотверженных ученых и медиков – по-видимому, сознательный ход кураторов. Об этом же говорит и само название выставочного проекта «Великая страна – Великая Победа». Без действующих лиц, которых невозможно назвать всех поименно, а только сообща, «всем миром, всем народом».
Однако, если учесть много лет поддерживаемый тренд на поиск места в истории больших событий «маленького» человека, на микроистории малых сообществ (городского района, трудового коллектива, семьи) или отдельного человека, подобный подход может быть воспринят неоднозначно. Кому-то важно, что из него не «выжимают» слёзы, а кто-то, наоборот, уходит с ощущением недосказанности и эмоциональной пустоты: «В этой выставке было очень мало человека. Как будто война прошла в стерильной лаборатории, и все предметы, которые я увидела, появились там без участия человека. Это совсем другой подход к выставке на тему войны, чем те, что я видела в жизни раньше». Возможно, стерильность подачи – это ответ создателей выставки на многочисленные фейки и попытки информационных манипуляций, которые сыплются на нас с разных сторон. И в этом случае простор для собственной интерпретации дорогого стоит.

















