
15 июня
Из статьи Геннадия Бордюгова
"2025: испытание национальной идентичности на прочность":
Обширная хроника юбилея, размещенная в приложении к нашей книге, вместила в себя множество традиционных и новых проектов, которые становятся способом передачи памяти о войне следующим поколениям. Безусловно, крупными, государственными акциями в пространстве памяти по-прежнему управляет власть. Кроме традиционного сценария – Парад Победы, «Минута молчания», возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата, забота о ветеранах, «Бессмертный полк», расширение государственной информационной системы «Память народа» и др., – власть сфокусировала свое внимание на актуализации опыта Великой Отечественной войны в контексте СВО, принятии закона «О геноциде», открытии новых архивных документов, отстаивании реальной истории войны. Перед Оргкомитетом юбилея стояла сложная задача: не допустить скатывания общественной дискуссии вокруг предстоящей исторической даты ни к восприятию Великой Отечественной сугубо сквозь призму СВО, ни к подчеркнутому «академическому» дистанцированию 1945 года от дня сегодняшнего.
Свой способ освещения пространства памяти был у авторов общественных проектов и сценариев, которые рождаются снизу со своим, возможно, негромким подходом, но очень живым по своей тональности, искренним прикосновением к наследию. Прежде всего это видеопроекты с трогательными историями жизни ветеранов. В социальных сетях нашли отклик «Сила культуры» с фактами о том, как искусство спасало на войне («Дзен»), «Держим связь» – спектакль и выставка о фронтовых связистах, включая истории родственников сотрудников («Билайн»), аудиоистории о писателях-фронтовиках («ЛитРес»), оцифровка 200 тысяч газет военного времени («Яндекс»). Не молчали и некоторые компании: «Аэрофлот» устроил благотворительные рейсы, соцсеть «ВКонтакте» разместила фильм о блокадных изобретениях Ленинграда, «Азбука Вкуса» – детские рисунки. К сожалению, по-прежнему немало случаев превращения памяти в маркетинговый ход – к примеру, в одной известной сети закусочных архивные снимки героев войны соседствуют с меню пельменей, а в районе нового рынка Барнаула поверх большого плаката «С Днем Победы!» георгиевской лентой и лавровым венком шла реклама мяса, которым торгует фирма, оплатившая плакат. На фоне поиска новых способов сохранения и передачи живой памяти резонансную реакцию людей получил российский бренд Monochrome, высказавший недовольство в связи с вынужденным закрытием одного из своих флагманских магазинов, расположенных в самом центре Москвы на пару часов на время репетиции Парада Победы. В своих комментариях поклонники популярного бренда попытались объяснить обиженным владельцам необходимость проведения Парада Победы в Москве, тем более сейчас: «Ну, один нерабочий день в совокупности не очень большая плата за 4 года борьбы и миллионы погибших, чтобы вы сейчас жили и вели свой успешный бизнес. Мира всем и давайте помнить», – вежливо пытались достучатся в Сети пользователи. Однако недовольные и возмущенные «монохромщики» к доводам разума прислушаться отказались, начав тут же хамить несогласным с их позицией. За несколько дней дискуссия вышла за пределы Сети. Как говорится, запахло жареным. Пост срочно подправили, комменты прикрыли, а в официальном блоге появились извинения от имени владельца бренда, признавшего свою «колоссальную ошибку».
Прошедший юбилей действительно показал возросшую роль цифровых технологий в сохранении не только памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны, но и в обеспечении быстрой реакции на сомнительный креатив, коммуникационную близорукость и фальшь. Цифра становится лакмусовой бумажкой и в проверке реакции людей на те или иные проекты памяти. Однако цифра, как показал юбилейный год, имеет и обратную сторону. В Барнауле искусственный интеллект вступил в конфликт с образованными горожанами. В начале апреля на фасаде здания Министерства образования и науки Алтайского края появился баннер, посвященный юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Под надписью «Гордимся Победой» – люди, радостно вскинувшие руки. Кое у кого руки оказались шестипалыми. Картинка, как предположили ошарашенные горожане, сгенерирована искусственным интеллектом, который нередко ошибается с изображением человеческих рук. Форма у военнослужащих также оказалась более чем странной – не носили таких гимнастерок наши солдаты и офицеры, все люди на плакате тоже усредненные – на одно лицо и на один возраст, «некие улыбающиеся радостные картинки в смеси американской и китайской формы с размытыми красными точками, которые по мнению ИИ, видимо, символизируют Знамя Победы и знаки различия (погоны, ордена и медали) Советской армии».

















