3 сентября 2023 г. ушел из жизни выдающийся российский литературовед Владимир Вениаминович Агеносов. К первой годовщине этого печального события приурочено издание книги, посвященной памяти ученого. Монументальный том большого формата со множеством иллюстраций создан совместными усилиями сорока восьми соавторов, написавших воспоминания о человеке, сыгравшем в жизни каждого из них очень важную роль. В числе мемуаристов родные, близкие друзья, коллеги и ученики профессора, включая его супругу Инну Ли и одного из ранних учеников, ныне президента Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) Геннадия Бордюгова. Эти мемуаристы стали также составителями книги и авторами предисловия к ней.
Многогранный образ дорогого всем соавторам человека представлен в книге в контексте литературной и шире культурной жизни СССР/РФ в 1970–2020 годы. Показаны многочисленные, самого разного плана и уровня контакты В.В. Агеносова со значимыми в этой сфере людьми. Его профессиональная деятельность, представленная в мемуарах учеников и соратников, также наглядно отразила особенности соответствующей эпохи и встречно сама оказала значительное влияние на формирование тенденций культурного развития страны.
Многие факты биографии В.В. Агеносова с различными интерпретациями повторяются в воспоминаниях нескольких мемуаристов. Авторское многоголосие, таким образом, придает объем созданному в книге образу и делает информацию более объективной. В предисловии отмечено, что «формула жизни и творческого Владимира Вениаминовича заключается в его таланте, воле, великодушии, остром уме, дружественности, развитом эстетическом чувстве и широком кругозоре».
Структура книги позволяет с различных сторон увидеть особенности жизненного пути ученого, осознать масштаб его научных и культурных связей, представить интенсивность его педагогической деятельности, размах физических перемещений в пространстве и примерный объем творческого наследия. В книге десять глав, материал расположен по хронологически-тематическому принципу: последовательно выделяются основные этапы жизни ученого, каждый освещается от начала до конца.
Первые шесть глав хронологически воспроизводят основные этапы жизненного пути В.В. Агеносова. Они имеют одинаковую структуру: сначала приводится отрывок из книги ученого, выпущенной к его семидесятилетнему юбилею (Избранные труды и воспоминания. М., АИРО, 2012). В каждом отрывке – его собственная интерпретация событий соответствующего жизненного этапа. Далее следуют воспоминания родных и близких профессора об общении с ним в тот же период времени
Исключением стала вторая глава «Учителя и наставники». Она целиком состоит из части названной выше книги. Это теплые, проникновенные слова благодарности за помощь в личностном становлении и развитии, обращенные к конкретным людям. Кратко рассказано о каждом из них и о его роли в судьбе В.В. Агеносова. Таким образом, значительно расширяется культурный контекст книги и уточняется место в нем Владимира Вениаминовича.
В первой главе «Магнитогорск – Москва: детство, юность, друзья» рассказано о начальном этапе жизни ученого. За воспоминаниями самого Агеносова здесь следуют мемуары его школьного друга, затем воспоминания сына одного из московских друзей профессора, ставшего священником, и прощальные слова представителя «московской семьи» (ближайших друзей) Владимира Вениаминовича, его крестника Никиты Ломтева.
Важнейшую роль для раскрытия образа В.В. Агеносова играет третья глава, получившая предельно четкое, конкретное, но в то же время интригующее, отражающее эксклюзивность его судьбы название: «Китайская семья». О нестандартном, очень счастливом «международном» браке ученого с профессором Пекинского университета Инной Ли, об органичном личностном и творческом союзе двух ярких личностей, о полном приятии каждого из них всеми родными другого супруга, благодаря чему образовался большой, разветвленный интернациональный «клан», говорится в мемуарах самого Агеносова, его супруги, ее взрослых сыновей от первого брака, мужа родной сестры Инны, русского художника Валерия Руденко, много лет живущего в Пекине
4–6 главы книги посвящены, каждая, работе В.В. Агеносова в одном из трех ВУЗов Москвы. Глава «Незабываемые годы на улице Юности», где рассказано, как он преподавал в Высшей комсомольской школе (ВКШ) в 1970–1976 гг., – самая обширная из них. Сам ученый, вспоминая об этом периоде жизни, делает акцент на том влиянии, которое оказали на него старшие коллеги, на действенной помощи с их стороны. Вспоминает он и об особенных студентах этого учебного заведения, при поступлении зачастую мало образованных, но одаренных, трудолюбивых и высоко мотивированных. Многие студенты приходили в ВКШ не со школьной скамьи, были почти ровесниками молодому преподавателю, имели богатый и разнообразный жизненный опыт. В работе с этим сложным контингентом сформировались и сложились в систему многие уникальные преподавательские приемы В.В. Агеносова. Мемуары пятнадцати(!) выпускников ВКШ, учившихся у этого преподавателя, отражают всеобщее отношение к нему в «школе», как к Учителю с большой буквы. Все пятнадцать – люди успешные и состоявшиеся – отмечают судьбоносное влияние ученого на их жизнь. Все поддерживали общение с Учителем на протяжении многих лет.
О двух десятилетиях работы В.В. Агеносова в МГПИ/МГПУ говорится в главе «Вторая альма-матер». Именно в этот период он в полной мере состоялся как ученый, написал множество научных работ, защитил докторскую диссертацию. Открыл и возглавил целое направление отечественного литературоведения – изучение литературы Русского зарубежья. В ВУЗе, где сам когда-то был аспирантом, ученый постепенно эволюционировал от молодого доцента до всемирно известного профессора. Его мемуары об этом периоде жизни посвящены, в основном старшим коллегам, которых он считал и называл своими учителями. Дополняют главу воспоминания уже о нем самом как о наставнике его первой аспирантки Л.А. Трубиной, к моменту кончины учителя – доктора филологических наук, профессора, заведующей в МПГУ кафедрой русской литературы XX–XXI вв. и двух его бывших студентов, теперь уже тоже докторов филологических наук.
Последний длительный этап штатной преподавательской работы В.В. Агеносова связан с Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. Подтверждая незыблемость законов диалектики, сам он находил у этого ВУЗа лучшие черты, свойственные его первому месту работы. Профессор пишет: «ИМПЭ по своей атмосфере напоминает ВКШ в ее лучшие времена. Мы, преподаватели и студенты, одна семья. Мы знаем не только каждого студента по имени, но часто и их родителей, их частную жизнь. <…> У нас “штучное” воспитание журналиста и, смею думать, человека и гражданина». Младшие коллеги и студенты этого института в мемуарах единодушно рассказывают об огромной роли профессора в жизни института, а также вспоминают конкретные, трогательные, иногда забавные эпизоды из личного общения с ним.
За «хронологическими» главами, поэтапно отразившими жизненный путь В.В. Агеносова, следуют две «географических». В одной – «Профессор всея России» – показан широчайший диапазон научных контактов и просветительской деятельности ученого в родной стране. Он посетил даже самые отдаленные университеты Сахалина и Дальнего Востока, везде запомнился как яркий лектор, блестящий докладчик, интереснейший собеседник. Неизменно содействовал развитию культурной жизни региона.
Часто младшие коллеги, формально не учившиеся у Агеносова, тоже называют себя его учениками. В их числе видный филолог, доктор наук, заведующий кафедрой в МГУ профессор М.М. Голубков. Он пишет в мемуарах: «С грустью констатирую, что Владимир Вениаминович не был моим учителем <…> И все же я многому у него, скромно надеюсь, сумел научиться. Это касается и человеческого общения, доброжелательности, научной добросовестности. И еще, что очень важно, способности слышать другого и воспринимать (не значит принимать) его позицию, его взгляды».
В главе «Китайские русисты его помнят» всесторонне освещена деятельность В.В. Агеносова в сфере популяризации русской литературы в Китае. Коллеги и ученики профессора из этой страны подробно рассказывают о его лекциях и выступлениях в китайских ВУЗах, о сильном, неизгладимом впечатлении, которое произвел профессор на каждого из них. В числе авторов маститые ученые, профессора Пекинских университетов, а также молодые успешные исследователи и состоявшиеся в других отраслях люди, считающие и называющие себя учениками А-лаоши. «Лаоши» по-китайски означает «учитель», «наставник». Прибавление этого слова к имени человека статусно, говорит о признании крупного масштаба его личности и о заслугах его в сфере просвещения. Именно так называют, как правило, В.В. Агеносова китайские мемуаристы. Главу составили воспоминания семи авторов, большая часть Втекстов получила очень выразительные, эмоциональные заголовки: «Мудрый человек с большим чувством юмора», «Добрый наставник и верный друг», «Лучший друг в моей жизни», «Очень родной человек».
В главе «Прощание» представлены избранные документы, выразительно характеризующие скорбный момент, подчеркивающие масштаб личности усопшего, его огромную роль в культурной жизни своей страны и в укреплении российско-китайских культурных связей.
Завершает книгу нерукотворный памятник Ученому – подборка его научных трудов «Из научного наследия профессора В.В. Агеносова». Не повторяя сборника, изданного к 70-летию ученого, составители включили сюда только работы, написанные им после 2012 года. В основном, это труды, посвященные «главной научной теме В.В. Агеносова, его opus magnum, рассеянному по десяткам работ, но так и не собранному в научную монографию, – исследованию литературы русского рассеяния Второй волны». Завершает подборку, однако, небольшая научно-критическая статья о последнем романе В.С. Маканина, писателя, с которым профессор был знаком лично. Таким образом, подчеркивается неизменный интерес исследователя к современному литературному процессу.
Художественное оформление книги заслуживает самой высокой оценки. С.П. Щербина проявил высокий профессионализм художника в сочетании с прекрасным пониманием материала. Почти на каждой странице текста расположена одна, чаще несколько черно-белых фотографий, портреты и групповые снимки органично «перекликаются», точно отражая, как изложенные в мемуарах факты, так и созданную в них атмосферу. Фотолетопись жизни В.В. Агеносова составляет собранная в приложении обширная подборка цветных фотографий.
В книге представлены краткие сведения обо всех мемуаристах, все воспоминания сопровождаются портретом автора, Коллаж из портретов всех мемуаристов расположен также перед сводной информацией о них.
Созданному авторским коллективом яркому и живому образу идеально соответствует трехсоставное заглавие сборника мемуаров: «Учитель. Ученый. Человек». Но в самом тексте несколько не хватает акцента на еще одно слово, неоднократно прозвучавшее на презентации книги 4 сентября 2024 г.: Просветитель. Это, пожалуй, самое точное определение миссии, которой В.В. Агеносов посвятил свою жизнь.
Жаль, что первый тираж издания составил всего 300 экземпляров. Это меньше, чем число людей, считающих и называющих себя учениками профессора. Хочется верить, что в ближайшее время книга будет допечатана.
Мемуарная книга о Владимире Вениаминовиче Агеносове, безусловно, достойный «нерукотворный памятник выдающемуся современному Просветителю: Учителю, Ученому, Человеку.
Бабичева Майя Евгеньевна
Ведущий научный сотрудник
научно-исследовательского
отдела библиографии
Российской
государственной
библиотеки