Юнге, Марк.
Страх перед прошлым. Реабилитация Н. И. Бухарина от Хрущева до Горбачева. Серия «АИРО-ХХ — Первая публикация в России» под ред. Г. А. Бордюгова. — М.: АИРО-ХХ, 2003. — 336с.
В монографии подробным образом рассматривается драматическая история реабилитации Бухарина, анализируются причины её срыва в условиях десталинизации и смещения Хрущева, а затем нового открытия Бухарина в период перестройки. Значительное место в книге отведено проблеме исторических дискуссий вокруг Бухарина и его наследия, функции и значению реабилитации в политической истории России.
Рассчитано на специалистов, аспирантов, студентов, а также всех, интересующихся историей.
Юнге Марк.
Чекисты Сталина: мощь и бессилие. «Бериевская оттепель» в Николаевской области Украины. – М.: АИРО-XXI, 2017. – 352 с.
В 1939-1941 гг. в СССР было осуждено несколько сотен чекистов за нарушение социалистической законности, часть из них была приговорена к высшей мере наказания, другая – к длительным срокам заключения в лагеря. В частности, в Николаевской области было наказано 13 человек. В историографии в качестве главного мотива фигурирует тезис о кланах: в результате чистки рядов тайной полиции и милиции были ликвидированы наиболее мощные кланы и проведена их замена другими группами. В качестве альтернативной версии, с учетом форсированного процесса огосударствления советского режима, стартовавшего летом 1938 г., напрашивается новая версия: кампания наказания «нарушителей социалистической законности» была призвана торпедировать систему патронажа и клиентелы в целом. Эта система должна была быть сначала подорвана, а затем надолго устранена. Лояльность всех сотрудников карательных органов теперь адресовалась исключительно государству. В заключении автор книги предлагает распределить процессы против чекистов по определенным категориям как выражение «сталинской модернизации».
В семидесятых годах в Николаеве поставили памятник. Официальное название – монумент «Солдатам правопорядка», народное – памятник чекистам.
Этот монумент приведен на первой странице обложки.
Чекисты на скамье подсудимых. Сборник статей / Составители Марк Юнге, Линн Виола, Джеффри Россман. – М.: Пробел-2000, 2017. – 680 с.
Ключевые вопросы в настоящей книге связаны с изучением «чистки чистильщиков» – феномена, возникшего в зените сталинской власти: каковы были мотивы руководства СССР в проведении арестов и судебных процессов по делам сотрудников НКВД? Каковы были критерии в выборе сотрудников НКВД для увольнения и ареста? Была ли эта чистка поиском «козлов отпущения», позволившим руководству переложить вину за массовые репрессии на кадры низшего уровня? Или она была результатом конфликта между клиентелами в НКВД или других структурах? Мы также стремились изучить механизм судебных процессов и их политический смысл, понять ту настойчивость, с которой руководство настаивало на использовании дискурса «нарушения социалистической законности». Возможно, еще более важно то, что мы старались понять собственные мотивы сотрудников НКВД: действительно ли они верили в то, что творили, или были карьеристами и функционерами, исполнявшими приказы из страха или бюрократической рутины? Были ли они садистами, уголовниками или «обычными людьми» (в том значении, в котором Кристофер Браунинг использует этот термин для обозначения perpetrators в изучении Холокоста)? Наконец, мы стремились предложить богатые деталями микроисторические описания и новые эмпирические данные для обогащения нашего понимания Большого террора, взглянув на них из комнат допросов и расстрельных камер НКВД.
Юнге Марк.
Революционеры на пенсии. Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1921–1935. – М.: АИРО-XXI, 2015. – 640 с.
После Октябрьской революции 1917 г. в среде революционеров возникла настоятельная потребность обобщить тот опыт, который в конечном итоге обеспечил им победу над царизмом. С этой целью в 1921 г. анархистами, эсерами, меньшевиками и большевиками было основано «Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев». Своей главной задачей Общество считало сохранение бесценных материалов революционного движения для будущих поколений. Еще одним достижением Общества было то, что внутри советского государства оно смогло сохранить нишу, в которой продолжали существовать представления о таких ценностях, как независимая наука, революционная этика, политическая терпимость, а также права человека. Вплоть до своей ликвидации в 1935 г. «Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев» оставалось относительно независимой общественной организацией, использовавшей любую возможность, чтобы не только полностью использовать возможности, предоставленные государством, но и выйти за жесткие ограничительные рамки.
Грузия в пути. Тени сталинизма; составители Марк Юнге, Бернд Бонвеч, Даниель Мюллер. – М.: АИРО-XXI, 2017. – 512 с.
ISBN 978-5-91022-366-4
Как в Грузии во время «Большого террора» обращались с греками, немцами, абхазами, осетинами, лазами, армянами, езидами, турками, тюрками, русскими, евреями? Есть ли у республики свои «скелеты в шкафу»? Дискуссия по этому вопросу была далека от академических канонов и распространялась подобно паводковой волне. Коллеги, пришедшие на помощь «жертвам стихии», сами включались в дискуссию, не щадя авторов сборника и подвергая их резкой критике. В целом в дискуссию оказались вовлечены 45 ученых, в том числе из отделившихся регионов Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на различные проявления предвзятости, очевидно, что проблемы между грузинами, абхазами и осетинами глубоко укоренены в историческом сознании и никоим образом не являются лишь следствием «российских интриг». Остальные заключения принадлежат американским, британским, российским и немецким авторам. Важнейшая цель публикации – дать читателю возможность сформировать свое собственное мнение.
Большевистский порядок в Грузии. В 2-х томах. Том 1: Большой террор в маленькой кавказской республике; составители Марк Юнге, Бернд Бонвеч. – М.: АИРО-XXI, 2015. – 640 с.
ISBN 978-5-91022-304-6
Впервые в историографии Большого террора на примере Грузии исследуются все вместе три главные массовые операции НКВД: операция по приказу № 00447 («кулацкая» операция), операция по «национальным линиям» и социальная чистка («милицейская» тройка). При этом в центре исследования находится специфика террора в Грузии: передача части карательных полномочий от центра местам нашла здесь свое выражение в массовом осуждении элит тройкой при НКВД Грузинской ССР, внесудебной инстанцией, собственно предназначенной для ускоренного осуждения простых советских граждан, далеких от власти и связанных с ней привилегий. При этом выявляется поразительная схожесть между неконституционными внесудебными органами (тройки, двойки) и такой законной судебной инстанцией как Военная коллегия Верховного суда СССР. Еще одна специфическая черта Большого Террора в Грузии заключается в поразительно «мягком» наказании национальных диаспор, за исключением немцев, т. н. «национальной» тройкой при НКВД Грузинской ССР. Шесть публикуемых интервью с потомками жертв Большого Террора из деревни Хашми близ Тбилиси обнаруживают личные травмы и страхи, которые принес Большой Террор 1937–1938 гг., поскольку в Хашми, как и во всей Грузии, в большом числе были арестованы отцы, родные и близкие.
Большевистский порядок в Грузии. В 2-х томах. Том 2: Документы и статистика; составители Марк Юнге, Бернд Бонвеч. – М.: АИРО-XXI, 2015. – 656 с.
ISBN 978-5-91022-306-0
В настоящем томе публикуются документы и фотографии периода Большого террора в Грузии. Большинство публикуемых документов посвящено карательной деятельности троек и двоек НКВД. Фотографии призваны в первую очередь покончить с анонимностью и вернуть лица жертвам и карателям.