airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Проект АИРО-XXI «СССР-100» Мемплекс {СССР} Реплика С. Щербины: Мем {Герб СССР} 15.03.2021

Реплика С. Щербины: Мем {Герб СССР} 15.03.2021

logo 100 cccp
«Объективная реальность, данная нам в ощущении» 99 лет тому назад

 

 

 

 

Объект нашего скоротечного исследования прекрасно знаком всем присутствующим, а лица возрастной категории 45+ соприкасались с ним в своё время практически ежедневно, за исключением периодов временных экономических трудностей.

Сегодня тотальная цифровизация лишила нас этой роскоши – роскоши общения с продукцией фабрики Гознака и монетных дворов Москвы и Ленинграда.
slide0009 image007
_
slide0009 image008
_
slide0009 image009
_

slide0009 image010
_

А пресловутые 90-е годы среди прочих экономических шалостей убрали с денег не только Ленина но и герб Союза Советских Социалистических Республик. Прямой контакт с этим символом государства стал невозможен, поэтому нам остаётся только вспоминать: что же это было?


slide0005 image024
Итак, как учит нас энциклопедия, «Государственный герб – это один из символов (атрибутов) государства. Он представляет собой рисунок, в котором в концентрированной и символической (аллегорической) форме отражаются особенности данного государства, а нередко и те идеологические постулаты, которым оно следует» (Энциклопедия юриста // https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/401/ГЕРБ).
Согласно Конституции СССР «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамлённом колосьями, с надписью на языках союзных республик: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Наверху герба имеется пятиконечная звезда».
Изучение этих семи составляющих герб символов, чрезвычайно увлекательно и часто приводит к неожиданным результатам.


slide0012 image017slide0011 image013

Прежде всего, вспомним историю рождения прародителя герба СССР – герба РСФСР.
Мы видим те же элементы, только вместо земного шара – традиционный для герба щит.
И здесь нам интересны два момента.
Во-первых, Отдел искусств Наркомпроса организовал конкурс по разработке герба Российской республики в мае 1918 года, и 10 июля 1918 года
5-й Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов принял Конституцию РСФСР, которая официально герб утвердила.
Но еще 24 января 1918 года секретарь СНК Н.П. Горбунов обратился во Всероссийский союз мастеров и техников фабрично-заводских предприятий с просьбой предоставить образец новой печати Российской республики.
К началу марта 1918 года рисунок печати был готов, 19 июня на заседании СНК проект печати был утверждён, и 20 июня художник Д.В. Емельянов начал делать медную печать. То есть, ге́рбовая печать появилась на свет на три недели раньше самого герба!


slide0010 image016
Недаром Владимир Ильич Ленин сказал:
«Печать должна служить орудием социалистического строительства, должна стать средством экономического воспитания и перевоспитания масс…» (Ленин В.И. О характере наших газет // Ленин В.И. ПСС. Т.36. С.191, 192).
И пусть он имел в виду совсем другую печать, мы ведь прекрасно знаем, что Полное собрание сочинений Владимира Ильича так же неисчерпаемо, как атом. И видим, что уже на четвёртый день существования Советской власти появились печать и штамп этой власти. Всеобщего счастья ещё не было, а печать – уже была!

Так что прав был певец американского либерализма писатель О'Генри: «каждый трест носит в своей груди семена собственной гибели» (О'Генри. Трест, который лопнул). Вы спросите, причем здесь трест? Прочитаем, что такое трест согласно Большой советской энциклопедии: «Трест – это форма … монополии, при которой все объединяющиеся… теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению».
А теперь скажите, чем трест отличается от диктатуры пролетариата?


slide0012 image017
Второй момент. В геральдическом описании герба РСФСР щит на гербе – «червлёный немецкий барочный “картуш”».
То есть, к началу марта 1918 года был готов рисунок гербовой печати с немецким геральдическим щитом, а 3 марта Советская Россия подписала Брест-Литовский договор с Германией. Господа конспирологи, ваш выход!
Добавим, что во всех российских гербах губерний, городов и посадов, а их (гербов) к началу XX века насчитывалось более шестисот, использовался только французский щит (прямоугольник с заострением внизу).
Так что для конспирологов советские гербы – золотая жила. И в этой части герб СССР – достойный преемник герба РСФСР. Каждому из его семи элементов можно смело посвящать отдельное заседание.
Например, немецкий щит в гербе СССР заменили земным шаром, но этим только добавили интриги.


slide0013 image018
Итак, вот герб СССР, утверждённый ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Центральная часть герба (называемая также «малый герб»), перекрещенные серп и молот, согласно официальной трактовке – это символ производительного труда, олицетворяющий единство рабочих и крестьян.

slide0014 image019
Вспомним, что в геральдике молот, действительно, – символ созидания и промышленных занятий населения, но в мировой культуре изображение молота имеет множество других аллегорических значений. Молот, – это:
• созидательно-разрушительный символ мужской силы;
• символ преобразования;
• символ крепости и активности;
• символ власти;
• символ правосудия и возмездия.

Изображение земного шара на гербе художник Гознака Дубасов делал по фотографии глобуса, повёрнутого в нужном ракурсе.
И молот, созидательно-разрушительный символ мужской силы, правосудия и возмездия ударил, как мы видим, точно по главному врагу Советской республики в 1923 году – по Великобритании. Ведь 8 мая 1923 года Советскому правительству была вручена нота правительства Великобритании, составленная министром иностранных дел лордом Керзоном. (Тот самый ультиматум Керзона.) Несимметричный ответ Советского правительства последовал в гербе через два месяца (6 июля 1923 года).

Серп, кроме того что он символизирует земледелие, изобилие и богатый урожай, является, как ни странно ещё и символом неумолимого течения времени, скоротечности человеческой жизни и неминуемой смерти.


slide0014 image019slide0015 image023

А теперь сравним эти два сюжета. Не кажется ли вам, что слева – рассекреченная карта Советского Генерального штаба времён холодной войны? Но какой точный геополитический прогноз! Перефразируя Сергея Михалкова, можно сказать: «И Ленин видел далеко, на сорок лет вперёд» (Михалков Сергей. В Музее В.И. Ленина). Гениальный вождь подсказал нам, как нанести неотразимый ракетный удар по американским империалистам через полюс.


Советский герб прожил вместе с Советским Союзом 69 лет (на 5 лет дольше чем жил средний российский мужчина в 1991 году) и испытал за это время в основном количественные изменения. На нём, как на парадном пиджаке советского ветерана, прибавлялось количество ярких ленточек.
Со дня его смерти прошло 30 лет – сменилось целое поколение. И на бескрайних просторах интернета можно прочесть уже такое стихотворение:

Он символизирует: трудись!
Сутками работай, не ленись!
Куй железо, пока горячо…
Жни хлеба, раззудив плечо!
Неизвестный автор

slide0005 image024
_

А вот во время государственной жизни герба все мы знали совсем другое четверостишие:

Слева молот, справа серп –
Это наш советский герб.
Хочешь, жни, а хочешь, куй,
Всё равно получишь … !

По понятным причинам автора и времени сочинения этих строк установить не удалось, передавались они из поколения в поколение советских граждан, как «Илиада» Гомера, изустно.


slide0016 image026slide0016 image027

Хотя один печатный образец этого стиха дошел до наших дней. Такую листовку-пропуск для сдающихся в плен красноармейцев, разбрасывали во время войны немецкие самолеты.
Интересно, что сейчас эти стихи часто сопровождаются в сети такими комментариями: «Это “народное творчество” придумали пропагандисты Геббельса… Сочинять такой фольклор об ужасах жизни в “проклятой Совдепии” опять пришлось представителям европейской цивилизации». То есть, раз стихи отпечатали в немецкой типографии, то и сочинил их не советский человек, а упомянутый «представитель европейской цивилизации».
Конечно, доктор Геббельс был талантливым пропагандистом, но даже он вряд ли смог бы так лаконично и ёмко охарактеризовать те «отдельные недостатки и временные трудности», которые омрачали жизнь советского человека, которая, по заверениям руководства страны должна непременно наладиться. Надо только отнестись с пониманием и немного потерпеть.
Поэтому, нам представляется, что автором четверостишия был, несомненно, русский человек, то есть, человек, для которого русский язык был родным. А то, что стихи прожили в непечатном, так сказать, виде пятьдесят лет подтверждает их истинную народность.


slide0018 image028slide0018 image029

Думаю, будет интересно изучить похожую историю с точно документированными датами.
14 февраля 1948 года военный трибунал Кишинёвской железной дороги приговорил Сергея Ивановича Поповича 1916 года рождения и Пиню Моисеевича Гельфмана 1910 года рождения к 10 годам исправительно-трудовых лагерей «с последующим поражением в правах на три года». Попович в июне–июле 1947 года рассказал Гельфману шесть антисоветских анекдотов, а тот, в свою очередь в августе 1947 года пересказал три из этих анекдотов коллегам-железнодорожникам.
Вот один из анекдотов, рассказанных Поповичем: «Одна старушка увидела впервые в жизни верблюда и заплакала. Когда её спросили, чего она плачет, то она ответила: “Посмотрите, до чего довела советская власть лошадь”».
Февраль 1948 года. Идёт второй год холодной войны. А Сергей Иванович Попович распространяет среди рабочих станции Кишинёв «клеветнические измышления на условия жизни трудящихся в СССР».
Так на какой же заокеанской кухне состряпали эту историю, порочащую советскую лошадь?
К счастью, теперь мы можем точно назвать: кто, где и когда начал эту идеологическую диверсию!

Это был художник Дмитрий Стахиевич Орлов (псевдоним Моор) 1883 года рождения. На девятом месяце жизни Союза СССР, 16 сентября 1923 года, журнал «Крокодил» опубликовал его карикатуру «Случай на выставке».

slide0019 image030
БАБА: – Вот ироды-большевики! До чего лошадь довели!

А журнал «Крокодил», между прочим, в 1923 году был приложением к органу ЦК ВКП(б) «Рабочая газета».
Сам ли Дмитрий Стахиевич Орлов (псевдоним Моор) придумал этот анекдот или ему рассказал его коллега по журналу «Крокодил» Владимир Маяковский, неизвестно. И как это вообще опубликовали – загадка. Но шутка читателям понравилась, ушла в народ, а через четверть века помогла пополнить ряды строителей социализма двумя человеками как минимум на 5 лет.
А основоположник советского политического плаката Заслуженный деятель искусств РСФСР Дмитрий Стахиевич Орлов (псевдоним Моор) всего полтора года не дожил до этого признания качества своей шутки на государственном уровне.
Прав был Фёдор Иванович Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»


logo 100 cccp
Хотя это утверждение и вступает в некоторый конфликт со слоганом нашего проекта.