airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Издания 2011 года Рой Медведев Тихий Дон

 

roj medvedev tihij donМедведев Р.?А.
«Тихий Дон». Загадки и открытия великого романа. – М.: АИРО–XXI. 2011. – 228 с.

ISBN 978-5-91022-137-0

 

В новой книге, посвященной творческой биографии писателя Михаила Шолохова и исследованию романа «Тихий Дон», известный историк рассказывает о сложных и запутанных вопросах истории создания знаменитого романа, о проблеме его авторства – исследованиями которых Р.?А.?Медведев занимался в течение более трех десятилетий.

Книга адресована литературоведам, историкам и всем интересующимся русской литературой ХХ века.

 

 

 

оглавление

 

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Раздел I.
«Тихий Дон». Судьба романа и судьба Михаила Шолохова

Тайны великого романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   7

Открытия «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Шолоховеды и антишолоховеды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    12

Раскрытие архивов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   14

Михаил Шолохов. Первые успехи и первые удары судьбы . . .      17

Михаил Шолохов и Евгения Левицкая . . . . . . . . . . . . . . . . . .     21

Роман «Тихий Дон» в 1930–1931 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Первые встречи со Сталиным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     28

Сталин и Шолохов в год голода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     31

Сталин и Шолохов в 1934–1936 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   37

Михаил Шолохов в годы террора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     39

Михаил Шолохов после террора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     42

Раздел II.
«Тихий Дон». Замысел и конструкция романа

О жанре романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   47

Сюжетные линии романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   48

Время рождения замысла и сюжетных конструкций
романа «Тихий Дон» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Завязка. Кульминация. Развязка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   55

Расстановка героев романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   58

Раздел III.
«Тихий Дон» как исторический роман

Роман о донском казачестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     70

Казаки и их самоидентификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    72

Женщина-казачка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  73

Хорошее и плохое в казачестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    74

Энциклопедия казачьей жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    78

Казак и его конь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81

Общее восхищение и уважение к миру лошадей . . . . . . . . . .      86

Конь и казак в бою . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  86

О событиях 1917–1918 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   88

Директива о расказачивании и Вешенское восстание
казаков Северного (Верхнего) Дона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     91

Источники «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  98

Типы и прототипы героев «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . .   103

Идеологическая разноголосица на страницах «Тихого Дона»                     107


Раздел IV.
«Тихий Дон». Особенности художественного стиля
и поэтики романа

Поэтика и стиль художественного произведения . . . . . . . . . .    125

Течение времени и смена времен года в «Тихом Доне» . . . . .   127

Особенности художественного портрета в романе . . . . . . . . .    129

Цвета и краски в романе «Тихий Дон» . . . . . . . . . . . . . . . . . .  130

Запахи в романе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133

«Густота» прозы «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  136

Донской казачий диалект и просторечья . . . . . . . . . . . . . . . .    146

«Звенела в ушах тишина» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147

Другие особенности художественного почерка «Тихого Дона»   148

Раздел V.
Война и смерть на страницах «Тихого Дона»

«Тихий Дон» как военный роман . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150

Жестокие бои Вешенского восстания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   157

Смерть на страницах «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162

Раздел VI.
Любовь на страницах «Тихого Дона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

Раздел VII.
Природа в романе «Тихий Дон»

Особая роль картин природы в романе . . . . . . . . . . . . . . . . . .   187

Пейзажи земледельца и воина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  190

Жизнь природы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191

Донское небо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194

Трава и цветы донской степи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198

Животный мир степей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199

Река Дон в романе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201

Раздел VIII.
Проблема авторства «Тихого Дона».
Михаил Шолохов и Федор Крюков.

К постановке вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205

Почему Ф.?Крюков не мог быть автором «Тихого Дона»? . . .    208

О различиях художественного стиля «Тихого Дона»
и произведений Ф.?Крюкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  212

О неточностях и неувязках в романе «Тихий Дон» . . . . . . . .    224

 

 

Предисловие

Жизнь и судьба донского казачества привлекли мое внимание еще в самом начале 1970-х годов в связи с работой над серией книг о русской революции 1917-го года и Гражданской войне 1918–1921 гг. Одна из книг этой серии была посвящена специально судьбе донского казачества. Я написал ее в 1972–1973 гг. по материалам и при участии Сергея Павловича Старикова, активного участника революции и гражданской войны, друга и соратника Филиппа Кузьмича Миронова, личность и деятельность которого находилась в центре нашего исследования. Эта книга вышла в свет на английском языке в 1976 г в Нью-Йорке под заголовком «Филипп Миронов и гражданская война в России». В СССР эта книга была издана только в 1989 году под заголовком «Жизнь и гибель Филиппа Кузьмича Миронова» (Москва, изд. «Патриот», 1989).

Изучая события гражданской войны с точки зрения «красных», я не мог не взглянуть по-новому и на роман «Тихий Дон», который по признанию М. Шолохова, он писал с точки зрения «белых». Естественно, я не мог тогда пройти мимо той новой дискуссии вокруг романа «Тихий Дон», которая была вызвана публикацией в Париже в 1974 году книги анонимного автора – «Д» «Стремя “Тихого Дона”». Эта книга с предисловием и послесловием Александра Солженицына вызвала тогда боль­шое волнение и оживленные домашние дискуссии в советских литературных кругах. Мой вклад в эту дискуссию и мои соображения были изложены в форме книги «Загадки творческой биографии Михаила Шолохова», которая вышла первым изданием в Париже на французс­ком языке, а вторым и дополненным изданием – в Лондоне и на английском языке. На русском языке эта книга была выставлена в Интернете – не по моей инициативе, но и не без моего согласия – на специальном сайте, посвященном проблемам авторства «Тихого Дона».

Конечно, и после 1977 года я продолжал следить за всеми новыми публикациями о «Тихом Доне», о М.?А.?Шолохове и по проблемам авторства; а эти публикации были многочисленными. Должен прямо сказать, что оппонентам Шолохова не удалось сколько-нибудь значительно продвинуться вперед и убедительно обосновать свою точку зрения. Гораздо больше сделали шолоховеды. Были открыты и многие новые материалы и архивные досье, позволяющие по-новому оценить проблемы, связанные с романом «Тихий Дон». Это изменило и мой взгляд на роман. Его автор – Михаил Шолохов. Однако, это не единственная и, может быть, даже не главная из проблем, которые я хотел бы обсудить в предлагаемой читателю моей новой книге.

Рой Медведев

август 2011 года

 


 

 

tpp