Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А.
ОБРАЗЫ РОССИИ В МИРЕ. Курс лекций. – М.: АИРО-XXI, 2010. – 296 с.
ISBN 978-5-91876-003-1
Россия вызывает обострённый интерес и дискуссии в мире. В книге показывается, как создавались и создаются образы России исторической и современной, каким правилам подчиняется вообще создание образа, что такое этнические стереотипы, как и почему они возникают, как порождают ксенофобию и как, наоборот, могут помочь в её преодолении.
Для этого определяются факторы и границы конструирования образа страны, культуры и старо!новых мифов, «Русского мира» и соотечественников за рубежом. Подробно рассматриваются структуры информационной политики и пропаганды, характер информационных войн, рейтинги и бренды как способ представления государства. Особое внимание уделяется тому, как влияет на общественное восприятие России её профессиональное изучение за рубежом.
Лекции предназначены для тех, кто преподаёт и изучает имагологию и россиеведение – дисциплины, которые определяют, как изменяются образы одних и тех же стран и народов в различных языках и культурах, в чём состоит учение о сущности России, причины её возникновения и особенности развития, её духовные ценности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Лекция 1. Предмет курса и его актуальность.
Главные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ТЕМА I
ОСНОВАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗОВ . . . . . . . . . . . . 31
Лекция 2. Генезис образов Своего и Чужого. . . . . . . . . . . . . 31
Лекция 3. Этнические стереотипы, национальный
характер и ксенофобия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ТЕМА II
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ
РОССИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Лекция 4. Киевская Русь, Московия
и Российская империя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Лекция 5. Советский Союз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Лекция 6. Новая Россия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
ТЕМА III
ФАКТОРЫ И ГРАНИЦЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ОБРАЗА РОССИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Лекция 7. Государственная политика
и национальные интересы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Лекция 8. Старо(новые мифы о России. Роль культуры,
городской среды и повседневности . . . . . . . . . . 16
Лекция 9. «Русский мир» и диаспора,
соотечественники за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . 183
ТЕМА IV
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО
И НЕГАТИВНОГО ОБРАЗОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Лекция 10. Структуры информационной политики
и пропаганды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Лекция 11. Информационные войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Лекция 12. Рейтинги и бренды как способ
представления образа страны . . . . . . . . . . . . . . 236
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Лекция 13. Россика, славистика и советология: влияние
профессионального изучения России
на общественное восприятие. . . . . . . . . . . . . . . 257
Лекция 14. Мировое россиеведение и перспективы
выстраивания образа России . . . . . . . . . . . . . . . 275
ГЛОССАРИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296