airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Революция-100 ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВ РЕВОЛЮЦИИ Образы столетия революции в России и мире

Образы столетия революции в России и мире

02
В ноябре прошлого года кроме старта нашего проекта произошло ещё одно радостное событие: был объявлен открытый конкурс плакатов «1917–2017», посвящённый тому же юбилею.
Конкурс стал невероятно популярен. Уже приняли участие художники из 47 стран, представившие более 1000 плакатов.

03
Конечно же, изучение этих работ покажет отношение к революции 1917 года и постреволюционной истории СССР / России только художников-графиков, но это всё же интересней, чем доклад Генерального секретаря о всемирно-историческом значении Великого Октября.

04
Для начала вспомним советские плакаты на эту тему. Как мы видим, они транслируют канонические свойства мема [Революция] и входящих в него мемов [Ленин], [Крейсер «Аврора»] и так далее.
Напомню, что мем – это информационный блок, связанный с историческим событием, личностью, или объектом. Трансляция (передача) мемов от человека к человеку – это и есть механизм сохранения исторической памяти.

05
А теперь перейдем к плакатам наших дней. Как мы видим, революционные мемы приобретают новые свойства. [Крейсер «Аврора»] теперь ещё и пиратский корабль, а [Ленин] – преступник.

06
[Ленин] приобрел, кроме прочего, очень популярное и в России, и за рубежом свойство – монстр.

07
Кроме новых свойств, мемы приобретают и новые визуальные решения. Например, этот [Ленин на субботнике] отсылает нас к проблеме «Что делать с телом Ленина?».

08
Или вот такая рекурсия – [Ленин на трибуне]

09
А вот как художник креативно трактует свойство мема [Мавзолей Ленина] – как вечная память о вожде.

10
Этот плакат показывает нам, что этот вождь сожалеет о некоторых своих деяниях в прошлой жизни.

11
Теперь перейдем к главному – новым свойствам мема [Революция].
В работах присутствует много негативных образов (кровь, слезы, смерть, кладбище и т. п.), дающих нам свойство, которое можно назвать Ужасы Революции.

12
Отдельно хочется остановиться на образах Апокалипсиса в работах российских и украинских художников.
«Третий ангел вострубил…». Далее по тексту Пророчества.

13
Семь чаш гнева Божия

14
Четыре всадника Апокалипсиса в Откровении Иоанна Богослова появляются по очереди, но от Альбрехта Дюрера до наших дней художники изображают их единой жуткой группой.
Сначала этот плакат вызвал единственную ассоциацию: это «Апокалипсис». И только при втором просмотре я понял, что это же начало культового фильма «Неуловимые мстители» – четыре всадника, приходящие с Востока.

И песня оттуда же обещает вечную жизнь.

Плюс к тому – «дьяволята»!
Как такой «букет» советская цензура пропустила в 1966 году – совершенно непонятно.

15
Несвобода – парадоксальное свойство для [Революции], которую защищал броневик «Борец за свободу товарищ Ленин».

16
А этот жутковатый образ – про смерть домашнего очага, уничтожение традиционной семьи.

17
А теперь взглянем на [Революцию] в мировом масштабе.
Что получится, если взять советский плакат 30-х годов плюс стихотворение Маяковского «Разговор с товарищем Лениным» плюс фотографию расстрела июльской демонстрации?

18
А получится вот такой плакат, присланный с родины Афродиты. Если кто-нибудь объяснит мне, что всё это вместе взятое означает (кроме недюжинного знания художником фактов российской истории) – буду весьма признателен.

19
Поэтому можно только приветствовать автора из Канады, сопроводившего свою работу подробным комментарием.
Скажут, конечно, что это никакая не Katie Alberts из Британской Колумбии, а переметнувшаяся в Канаду Катя из Иванова, и будут, скорее всего, правы.

20
Но пусть тогда эти скептики познакомятся с исчерпывающим комментарием к своему плакату чистокровного американца Tien Le.
Мне, правда, кажется странным сопровождать ПЛАКАТ пояснительной запиской, но мы еще вспомним эту милую готовность американского дизайнера к сотрудничеству со зрителями.

21
Вернемся в Средиземноморье.
Как балтийский матрос, любимец женщин Павел Дыбенко попал в компанию таких авторитетов?

Единственное найденное изображение, где присутствуют эти три персоны – современная карикатура, посвященная запутанной истории «рождения» под Нарвой Красной Армии. Она ясности не добавляет. Но ладно, Греция, – там всё есть. Перенесёмся на другой край земли – в Южную Америку.

22
Ба, знакомые все лица!
Кроме того, художник из далёкого Эквадора дает ответ на сакраментальное «Что делать?». – Закрывайте яйца, господа!
Для справки: через 2 дня вступает в должность новый президент Эквадора
Лени́н Вольте́р Море́но Гарсе́с. Его отец дал сыну такое имя в честь Владимира Ленина. Второе имя Морено получил в честь французского философа Вольтера. А где Дыбенко?

23
Плакат из Боливарианской Республики Венесуэла.
Социализм с нечеловеческим лицом.

24
Художники из Ирана демонстрируют удивительное знание как творчества, так и биографии Ленина (тот самый пломбированный вагон). Надписи на конверте: «Отправитель: Германия», «Получатель: Зимний дворец в Москве», на марках с Крупской и Лениным – штамп «LOVE MAIL ♥♥»

25
Китай демонстрирует нам широчайшую палитру стилей.
Здесь, например, китайского – только имя автора.

26
Кто эти люди? О чём они говорят? Силуэт шахматной фигуры, проглядывающий между собеседниками, ясности в сюжет не вносит.

27
Загадочный восток пытается сбить с толку нарочитой простотой.

Но если ознакомиться с творчеством этого художника поближе, то понимаешь, что скупыми средствами он умеет передать глубокий смысл. Так что над этой странной сотней надо еще подумать.

28
А вот здесь наших знаний китайского оказалось недостаточно, и такая скрупулезная работа могла остаться не разъяснённой. Как здесь не хватает Tien Le. Однако бессмертное марксистско-ленинское учение позволяет на любой случай жизни подобрать цитату из основоположников. 7 минут в Гугле и, вот оно:

Проститутки буржуазного либерализма пытаются напялить на себя тогу революционности.
В.И. Ленин.
Две тактики социал-демократии
в демократической революции

29
Япония принимает эстафету «Восток – дело тонкое».
Кроме «1917» и «СССР» здесь, вроде как, проглядывает «АФТОРА». Но восклицательный знак отсутствует, что делает версию несостоятельной.


30
Здесь же единственное, что приходит на ум, что Россия – родина не только слонов, но и мамонтов.

31
А вот эта работа из Южной Кореи опровергает миф о восточной таинственности. Всё просто и понятно: в случае опасности (Русская революция, большевики, Владимир Ленин, социализм) разбейте всё молотком! Скорее всего, креативное мышление художника стимулирует неугомонный северный сосед.

32
Маленькое замечание о теме Февральской революции. За рубежом она присутствует в 4 % работ, и в 9 % работ из России. Но и там, и там она реализована одинаково: Ленин / большевики свергли Николая II / самодержавие. Промежуточные события и исторические фигуры в изображениях отсутствуют.

А теперь – о самом интересном.
Разделим все плакаты по выраженным в них оценкам революции и её последствий на три категории.

33
1. Революция – это замечательно.

34
2. В работе нет четко выраженной оценки.

35
3. Революция – это ужасно

36
И вот – итог…
Как мы видим, количество революционных романтиков в нашем отечестве в два раза меньше, чем за рубежом, но и там, и там на удивление мало. Опять обратимся к основоположникам: «…надо признать, что в настоящее время пролетарская политика партии определяется… авторитетом того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 19, 20). Может быть, Геннадию Андреевичу Зюганову следует переехать в Турцию (67 % любителей революции) или во Францию (80 %)?

37
Финляндия, готовящаяся отметить 100-летие своей независимости прошедшую революцию одобряет, но Зюганова в гости вряд ли ждет.

38
И последняя работа. Она не совсем по теме конкурса, так как охватывает не 100 летний отрезок, а всю многовековую историю России.

 

ПРОЕКТ АИРО-XXI «СССР-100»

logo 100 cccp 220x170