airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home О нас пишут Без праздника

Без праздника

Согласие и примирение как альтернатива революции

Опубликовано: НГ Ex Libris

Kult_JubileevГеннадий Бордюгов. Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти.

 – М.: АИРО-XXI, 2010. – 256 с.

В общественной жизни праздник не только развлекательное мероприятие, но и форма самоидентификации человека. Индивид соотносит себя с историческим событием, которому посвящено развлекательное мероприятие. Если для значительной части социума праздник «всего лишь дополнительный выходной», то необходимой целостности нет. Общество и страна больны.

Книга московского историка Геннадия Бордюгова посвящена трем праздникам, мыслившимся в Советском Союзе основополагающими для сплоченности общества: Октябрьской революции, дню рождения Иосифа Сталина и Дню Победы. А точнее, к их становлению, развитию и упадку.

Исследователь анализирует формы локализации памяти о празднике, включение его в пространство власти с целью легитимизации последней. Ученый рассуждает о причинах, по которым менялись ценностные установки торжеств. Бордюгов рассматривает юбилеи в контексте современных им исторических и цивилизационных событий, вводит праздники в культуру повседневности.

Представлены автором и оппозиционные отношения к торжествам. И не только со стороны, например, противников Сталина внутри партии, но и народа. В период празднования первого юбилея Октября в 1927 году в партийных письмах и сводках ОГПУ фиксировались такие оценки происходящего: «при царе было гораздо лучше поставлено торговое дело. Там была конкуренция», а коммунистическая идеология именовалась «новой советской религией, идолопоклонством».

Одновременно ученый показывает, что с отменой празднования Великого Октября и дня рождения Сталина в культурном и общественном контексте образовались лакуны, так и не замещенные в дальнейшем (в случае со Сталиным с 1956 года, а в случае с Октябрем – с 2004 года).

Хотя уже в 1997 году праздник Октябрьской революции был актуален лишь для 47% населения, появление вместо него Дня согласия и примирения, а также Дня народного единства образовавшийся вакуум, увы, не заполнило. Вполне естественно девальвировавшимся, отжившим праздникам (революции и дня рождения Сталина) власть не смогла создать сколько-нибудь внятной альтернативы.

Есть проблемы и с Днем Победы. Бордюгов пишет, что при Сталине «так и не сложилось какого-либо содержательного проекта памяти» для этого праздника. Параллельно его официозному декларативному прославлению шла не заявленная открыто, обрамляемая намеками девальвация.

Остались проблемы и сейчас. Не удалось возродить 9 Мая, освободив его от коммунистической мифологии.

Теперь праздничное «пространство памяти оказалось подмененным одной из своих функций – актуализацией прошлого в контексте событий текущего момента». Парадокс, но элемент конъюнктурности имел место в период празднования 9 Мая и при Сталине.

Книга оставляет грустное чувство. Праздники кончились. Остались «дополнительные выходные» и Новый год.

 

tpp