airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Издания 2012 года Филиппова. Враг с Востока

Vrag s vostokaФилиппова Т.А.
«Враг с востока». Образы и риторики вражды в русской сатирической журналистике начала ХХ века / Предисловие В.И. Шеремета. – М.: АИРО-XXI, 2012. – 384 с. – (АИРО – Монография»).

ISBN 978-5-91022-188-2.

 

В центре внимания работы – процесс формирования образов «Врага с Востока» в русской сатирической журналистике, исследуемый в контексте внутри- и внешнепо-литических кризисов Российской империи, вступающей в «век войн и революций». Одна из главных линий исследования – выяснение конкретных проявлений повышенного «спроса» в начале ХХ столетия на те или иные изобразительные и текстовые метафоры «восточной угрозы» (от Японии до Турции), находившие отражение в карикатуре, фельетоне, анекдоте, юмористических стихах и прочих формах журналистской презентации «врага».
На основе исследования наиболее репрезентативных в историко-культурном плане изданий «серебряного века» русской сатиры автор прослеживает развитие образов «Врага с Востока» и влияние на этот процесс таких факторов, как общественная рефлексия на тему внешнеполитической ситуации, меняющийся репертуар исторических стереотипов и культурных клише, бытовавших в народных представлениях, в общественном мнении и в практике имперского дискурса.
Вскрывая слой за слоем аспекты интеллектуальной, символической, мифологической, образной природы категорий «иного», «чужого» и «враждебного», – всего того, что ассоциировалось с «Востоком» в русской сатирической журналистике того времени, исследование Т. Филипповой наглядно актуализирует поставленную проблему. Ибо «Враг» – категория автобиографическая для любого общества (особенно в эпоху перемен), это всегда «немного о себе».

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ОТ АВТОРА
Введение. К ВОСТОКУ
Глава 1
ИМПЕРИИ В БОЯХ ЗА ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ.
Образы японца и Японии в контексте европеизации: соперничество проектов и их трактовок
1. «Макаки», «лягушки», «змеи» и «коты» – зоология враждебности в ситуации шока
2. Раса, возраст, культура – аргументы критики
3. Дикость и цивилизация – двойственность оценочной шкалы
Глава 2
ПОЛЁТ «БУМАЖНОГО ДРАКОНА».
Расширение топики и семантики образов чужого с Дальнего Востока
1. Китаец и кореец – «заклятые друзья» японца
2. О гейшах, пленных и «чайных домиках»
3. «Лукавые доброжелатели» и русский «драконоборец»
Глава 3
ОСМАНСКАЯ «ПОЛУМОДЕРНИЗАЦИЯ».
Младотурецкая революция как повод для исторических параллелей и политико-культурной критики
1. Астрология на службе прогрессу
2. «Единение», «прогресс» и холера
3. «Главная пружина» имперского обновления
Глава 4
«ВОСТОЧНЫЙ СОБЛАЗН».
Женская тема в «мужской концепции» образов Турции – парафраз проблем европеизации
1. Судьба гарема как символ османской модернизации
2. «Диваны» и «киоски» в эпоху «Единения» и «Прогресса»
3. Турецкая «душечка» и «друг Михель»
Глава 5
«АЗИАТСКИЕ ЗВЕРСТВА».
Насилие как символ рецидивирующих модернизаций на закате Каджаров и Османов
1. «Дела персидские», или: «нужен ли Персии меджлис»
2. Каджары: Лев на закате Солнца
3. «Дела турецкие»: Порта «умывает руки»
Глава 6
«ПОРОХОВОЙ ПОГРЕБ» И «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ».
Военные конфликты 1911–1913 годов: расширение репертуара образов конфронтации
1. Враг моего врага
2. Эксцессы «славянской взаимности»
2. Окончательный выбор
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

 

tpp