Лето 2011 – арт-директор АИРО Сергей Щербина принял участие в походе яхты "Искатель" из Твери для сбора материалов по проекту "АИРО – русская провинция".
Поход начался 28 мая в Твери и проходит по маршруту Тверь - Дубна - Углич - Череповец - Шексна - Топорня - Северо-Двинская система - р. Сухона - р. Северная Двина - Архангельск - Двинская губа - Горло - Терский берег - Кандалакша - Соловки - Архангельск - Беломорско-Балтийский канал - Онежское оз. - Волго-Балтийский канал - Шексна - Череповец - Тверь.
Представитель АИРО принимал участие в первом этапе похода Тверь - р. Сухона.
Тверской яхт-клуб.
Тверь, стрелка Тверцы и Волги (устье р. Тверца – справа). Слева – Нововолжский мост, примечательный тем, что при его строительстве (1953-1956), использовались чугунные фермы, оставшиеся после реконструкции моста лейтенанта Шмидра в Ленинграде. Мало кто из жителей Твери знает, что при строительстве мост предполагалось назвать в честь М.И. Калинина, о чем свидетельствуют литые картуши с инициалами "МК", установленные на быках моста, но название не прижилось и называют его Новый мост (в отличии от Старого, построенного в 1900 г. выше по течению Волги).
Правее моста – здание тверского Речного вокзала, построенного на месте разрушенного в 30-х годах древнего Отроча монастыря. От монастыря
сохранился только Успенский собор (правее здания Речного вокзала).
В 20 км от Твери ниже по течению Волги в устье левого притока Волги р. Орша стоит Оршин Вознесенский женский монастырь, возрожденный в 1992 г.
Не совсем обычен крест на Вознесенском соборе монастыря – его венчает царская корона. Так отмечали храмы и монастыри. находившиеся под
личным патронатом кого-либо из царствующего дома:
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Городне на Волге (древнерусский город Вертязин).
Всех заходящих в шлюз г. Дубна слева приветствует могучий Ильич (высота – 25 м, вместе с постаментом – 37).
От Сталина, дублировавшего Ильича справа, теперь остался только постамент. Возможно, дух Вождя пребывает теперь
в запретной зоне перед шлюзовой камерой:
Промышленная эстетика Кимрского грузового порта.
Знаменитая калязинская колокольня теперь находится на искусственном острове.
Угличский кремль. Слева направо: церковь Дмитрия на Крови (1692), колокольня (1730), Спасо-Преображенский собор (1713).
Палаты угличских князей (палаты царевича Дмитрия) (1480).
Рядом находится красочная уличная фотостудия, где каждый желающий
может предстать Иваном Васильевичем во всей красе:
Таинственный трактор СХТЗ-15/30 на территории кремля. Пояснительные таблички отсутствуют.
Один из блогеров сопроводил аналогичную фотографию подписью:
"Фордзон", помещенный за решетку по доносу полуавтоматической сенокосилки".
В угличском музее городского быта "Семейное счастье" можно не только осмотреть экспозицию, но и заказать свадебный банкет.
А домику, между прочим, уже 115 лет (построен в 1897 г., тогда в нем размещалась Публичная библиотека).
Историческая "клюква": круизный теплоход "ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" с ГВАРДЕЙСКОЙ ЛЕНТОЧКОЙ!
Город Мышкин – великолепный пример творческого использования исторического мифа (по легенде один князь прилёг отдохнуть на берегу Волги, проснулся оттого, что по его лицу проползла мышка. Вначале он рассердился, но потом увидел, что мышка спасла его от подползающей змеи). Сейчас в Мышкине, городке с пятью улицами, останавливаются все круизные теплоходы. Туристы жаждут посетить Музей мыши, пообедать в Мышиных палатах и т.п., обеспечивая сносное существование и жителям, и городу.
Заметим, что, в отличии от сказки про курочку Рябу, Мышь здесь выступает как созидательное, а не разрушительное начало.
При всем при том политическая жизнь в Мышкине бьет ключом:
В 1941 году в перечень потерянных советских городов и сел не попали город Молога и 663 населенных пункта Молого-Шекснинской низменности. Они остались на дне Рыбинского водохранилища, заполнение которого началось 13 апреля 1941 года.
Панорама Череповца, несомненно, вызвала бы восторг в 30-е годы XX века. В наши дни здесь не причаливает ни один приличный теплоход:
В поселке Топорня мы покидаем оживленный Волго-Балтийский путь и входим в Северо-Двинский канал – начало Северо-Двинской системы, которая до 30-х гг. XX века была единственным водным путем в Архангельск.
В XIX веке канал носил название "канал Александра Виртембергского" в честь ответственного за строительство — управляющего путями сообщения Российской империи в 1822-1833 годах, герцога вюртембергского Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского.
Заметим, что канал общей протяженностью 127 км с 12-ю шлюзами был построен за 5 лет (1825-1829).
Шлюзы в канале уютные и поднимают судно на 1-2 метра.
При строительстве шлюзов в XIX веке чаще всего использовали "железное дерево" – лиственницу, которая служила десятилетиями, не подвергаясь гниению. Скорее всего эти бревна были поставлены не позднее 1918, а то и 1889 года, когда в канале проводились реконструкции:
На берегу Сиверского озера уже седьмой век стоит Кирилло-Белозерский монастырь.
Преподобный Савватий – основатель Соловецкого монастыря. Фреска Святых ворот Кириллова монастыря.
Несмотря на древность города, жители Кириллова не чуждаются инноваций.
К вопросу о генезисе "луковок" православных церквей.
Возраждаемый Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере – один из древнейших монастырей Русского Севера (1260). Монастырь существует на островке размером 150х70 метров.
Руины Спасо-Преображенского собора. По легенде, чтобы взорвать монастырь на Спас-Каменном острове вологодское УНКВД в 1937 году израсходовало весь запас взрывчатки, в результате чего многие другие храмы Вологодчины были спасены от разрушения.
Теперь собор будет восстановлен:
В 1545 году 15-летний великий княь Иван Васильевич (тогда совсем еще не Грозный) совершал паломничество по монастырям Русского Севера. В летописях есть упоминание, что приезжал, в том числе, "к Борису и Глебу на Устье...".
Основываясь на этой строчке. в поселке Устье (ближайшем к Спас-Каменному острову населенном пункте) установили нетривиальный памятный знак – валун с нижеследующей табличкой:
Местная легенда утверждает, что Иван Грозный приехал в Устье, чтобы посетить Спасо-Каменный монастырь, но сильная буря на озере помешала этому. Прождав несколько дней, Иван уехал несолоно хлебавши.
Устьинских авторов сего "камня преткновения" не смутила даже фраза из летописи: "...возвратился в Москву на 7-ой день" – маловероятно, что в те времена из такой Тьмутаракани можно было добраться до Москвы за неделю (не менее 500 км). Трудно представить себе царский "поезд", следующий на богомолье со скоростью не менее 10 км/час. Устьинцев, похоже, подвел простосердечный патриотизм: "Ивану Грозному у нас быть!". Да и храмов, посвященных Борису и Глебу в окрестностях Устья нет и, похоже, не было.
Между тем, в 18 км от Ростова Великого на речке Устье (!) с XIV века стоит Борисоглебский монастырь издавна именуемый "что на Устье". Его то и посещал Иван летом 1545 года.
А в этой истории утешает одно – памятный камень – не памятник, поменять табличку – всего-то и делов! Текст для таклички, кстати, готов: "В лето 2011 представитель АИРО-XXI поехал ... и был в Устье и возвратился в Москву на 3-й день".
Копии поморских кочей XVII века "Св. Николай" и "Апостол Андрей", совершающие переход из Петрозаводска в Белое море.
Капитан "Апостола Андрея" Виктор Колесов.
В городе Сокол на берегу Сухоны есть такой загадочный дом.
Квинтэссенция национальной идеи: "Запорожец", крышующий 6 соток (г. Сокол).
Автор в походе...
...и в Москве.
Сергей Щербина
Полный отчет о первом этапе похода можно посмотреть ЗДЕСЬ