airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости ДАН СТАРТ НОВОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРОЕКТУ-МОНИТОРИНГУ "СССР-100"

ДАН СТАРТ НОВОМУ МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРОЕКТУ-МОНИТОРИНГУ "СССР-100"

DSC 001315 марта – Сто лет назад, 15 марта 1921 года, на X съезде РКП(б) был взят курс на образование СССР.

На протяжении почти тридцатилетней истории АИРО-XXI осуществляла мониторинги современной мифологии, российского историознания, создания национальных историй и новых учебников, а также реализовала международные проекты «Победа-75», «Революция-100», «Ленин-150», «Победа-75».

100-летие СССР будет так или иначе актуализироваться и сторонниками этой модели, и ее противниками, и разного рода менеджерами текущего момента, которые попытаются переквалифицироваться в «исторических антикваров» ради извлечения выгоды из рецепций советских наработок.

Новое международное экспертно-аналитическое исследование включает в себя отражение памяти о Советском Союзе в странах постсоветского пространства, РФ и мире, их печатных и электронных СМИ, пространстве Сети, произведениях художественной литературы и кино, официальных, общественных и оппозиционных публичных акциях, в специальных выставочных и музейных мероприятиях, научных исследованиях и историко-документальных и архивных публикациях.

Открыли пресс-конференцию:

Людмила Щербина, Первый секретарь Союза журналистов Москвы
Надежда Ажгихина и Геннадий Бордюгов, соруководители проекта.

DSC 0013
_

DSC 0018
_

О своих направлениях мониторинга рассказали:
Владимир Агеносов, профессор ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
Дмитрий Андреев,зам. декана Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Алан Касаев, историк, член Международного совета АИРО-XXI
Анатолий Ложкин, профессор МПГУ

DSC 0014
_
Дмитрий Люкшин, доцент Казанского (Приволжского) федерального университета


maksimenkov
Леонид Максименков, историк, архивист, журналист

Константин Петросов, руководитель АМИ «Новости-Армения» (Ереван)
Елизавета Попович, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Владимир Скачко, журналист, политический аналитик (Киев)
Игорь Фоменко, вед.н.с. ЦНИ «Актуальная история» АИРО-XXI

DSC 0023
_
Ольга Чагадаева, редактор исторического журнала «Родина»
Пётр Черемушкин, вед.н.с. ЦНИ «Актуальная история» АИРО-XXI


DSC 0052
Сергей Щербина, арт-директор АИРО-XXI

Присутствующим были представлены зарубежные участники проекта из Азербайджана, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Узбекистана, Украины, Германии и США.

02 golechkova
_

03 mezvedilov
_

04 Ilgar
_

05 s200 otar
_

06 tsvik

07 Lastovskij
_

08 nazarov
_

09 1
_

09 Pavel
_

10 Edgars
_

11 bell
_

 

«Объективная реальность, данная нам в ощущении» много лет тому назад

Сергей Щербина, арт-директор АИРО-XXI

Объект нашего скоротечного исследования прекрасно знаком всем присутствующим, а лица возрастной категории 45+ соприкасались с ним в своё время практически ежедневно, за исключением периодов временных экономических трудностей.

02
Сегодня тотальная цифровизация лишила нас этой роскоши – роскоши общения с продукцией фабрики Гознака и монетных дворов Москвы и Ленинграда.


03
А пресловутые 90-е годы среди прочих экономических шалостей убрали с денег не только Ленина но и герб Союза Советских Социалистических Республик. Прямой контакт с этим символом государства стал невозможен, поэтому нам остаётся только вспоминать: что же это было?


04
Согласно Конституции СССР
«Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамлённом колосьями, с надписью на языках союзных республик: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Наверху герба имеется пятиконечная звезда».
Изучение этих семи составляющих герб символов, чрезвычайно увлекательно и часто приводит к неожиданным результатам.


05
Прежде всего, вспомним историю рождения прародителя герба СССР – герба РСФСР.
Мы видим те же элементы, только вместо земного шара – традиционный для герба щит.
И здесь нам интересны два момента.
Во-первых, Отдел искусств Наркомпроса организовал конкурс по разработке герба Российской республики в мае 1918 года, и 10 июля 1918 года
5-й Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов принял Конституцию РСФСР, которая официально герб утвердила.
Но еще 24 января 1918 года секретарь СНК Н.П. Горбунов обратился во Всероссийский союз мастеров и техников фабрично-заводских предприятий с просьбой предоставить образец новой печати Российской республики.
К началу марта 1918 года рисунок печати был готов, 19 июня на заседании СНК проект печати был утверждён, и 20 июня художник Д.В. Емельянов начал делать медную печать. То есть, ге́рбовая печать появилась на свет на три недели раньше самого герба!


06
Недаром Владимир Ильич Ленин сказал:
«Печать должна служить орудием социалистического строительства, должна стать средством экономического воспитания и перевоспитания масс…»*
И пусть он имел в виду совсем другую печать, мы ведь прекрасно знаем, что Полное собрание сочинений Владимира Ильича так же неисчерпаемо, как атом. И видим, что уже на четвёртый день существования Советской власти появились печать и штамп этой власти. Всеобщего счастья ещё не было, а печать – уже была!

Так что прав был певец американского либерализма писатель О'Генри: «каждый трест носит в своей груди семена собственной гибели»*. Вы спросите, причем здесь трест? Прочитаем, что такое трест согласно Большой советской энциклопедии: «Трест – это форма … монополии, при которой все объединяющиеся… теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению».
А теперь скажите, чем трест отличается от диктатуры пролетариата?


07
Второй момент. В геральдическом описании герба РСФСР щит на гербе – «червлёный немецкий барочный “картуш”».
То есть, к началу марта 1918 года был готов рисунок гербовой печати с немецким геральдическим щитом, а 3 марта Советская Россия подписала Брест-Литовский договор с Германией. Господа конспирологи, ваш выход!
Добавим, что во всех российских гербах губерний, городов и посадов, а их (гербов) к началу XX века насчитывалось более шестисот, использовался только французский щит (прямоугольник с заострением внизу).
Так что для конспирологов советские гербы – золотая жила. И в этой части герб СССР – достойный преемник герба РСФСР. Каждому из его семи элементов можно смело посвящать отдельное заседание.
Например, немецкий щит в гербе СССР заменили земным шаром, но этим только добавили интриги.


08
Итак, вот герб СССР, утверждённый ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Центральная часть герба (называемая также «малый герб»), перекрещенные серп и молот, согласно официальной трактовке – это символ производительного труда, олицетворяющий единство рабочих и крестьян.


09
Вспомним, что в геральдике молот, действительно, – символ созидания и промышленных занятий населения, но в мировой культуре изображение молота имеет множество других аллегорических значений. Молот, – это:
• созидательно-разрушительный символ мужской силы;
• символ преобразования;
• символ крепости и активности;
• символ власти;
• символ правосудия и возмездия.

Изображение земного шара на гербе художник Гознака Дубасов делал по фотографии глобуса, повёрнутого в нужном ракурсе.
И молот, созидательно-разрушительный символ мужской силы, правосудия и возмездия ударил, как мы видим, точно по главному врагу Советской республики в 1923 году – по Великобритании. Ведь 8 мая 1923 года Советскому правительству была вручена нота правительства Великобритании, составленная министром иностранных дел лордом Керзоном. (Тот самый ультиматум Керзона.) Несимметричный ответ Советского правительства последовал в гербе через два месяца (6 июля 1923 года).


10
Серп, кроме того что он символизирует земледелие, изобилие и богатый урожай, является, как ни странно ещё и символом неумолимого течения времени, скоротечности человеческой жизни и неминуемой смерти.


11
А теперь сравним эти два сюжета. Не кажется ли вам, что слева – рассекреченная карта Советского Генерального штаба времён холодной войны? Но какой точный геополитический прогноз! Перефразируя Сергея Михалкова, можно сказать: «И Ленин видел далеко, на сорок лет вперёд». Гениальный вождь подсказал нам, как нанести неотразимый ракетный удар по американским империалистам через полюс.


12
Советский герб прожил вместе с Советским Союзом 69 лет (на 5 лет дольше чем жил средний российский мужчина в 1991 году) и испытал за это время в основном количественные изменения. На нём, как на парадном пиджаке советского ветерана, прибавлялось количество ярких ленточек.
Со дня его смерти прошло 30 лет – сменилось целое поколение. И на бескрайних просторах интернета можно прочесть уже такое стихотворение:

Он символизирует: трудись!
Сутками работай, не ленись!
Куй железо, пока горячо…
Жни хлеба, раззудив плечо!
Неизвестный автор

А вот во время государственной жизни герба все мы знали совсем другое четверостишие:

Слева молот, справа серп –
Это наш советский герб.
Хочешь, жни, а хочешь, куй,
Всё равно получишь … !

По понятным причинам автора и времени сочинения этих строк установить не удалось, передавались они из поколения в поколение советских граждан, как «Илиада» Гомера, изустно.


14
Хотя один печатный образец этого стиха дошел до наших дней. Такую листовку-пропуск для сдающихся в плен красноармейцев, разбрасывали во время войны немецкие самолеты.
Интересно, что сейчас эти стихи часто сопровождаются в сети такими комментариями: «Это “народное творчество” придумали пропагандисты Геббельса… Сочинять такой фольклор об ужасах жизни в “проклятой Совдепии” опять пришлось представителям европейской цивилизации». То есть, раз стихи отпечатали в немецкой типографии, то и сочинил их не советский человек, а упомянутый «представитель европейской цивилизации».
Конечно, доктор Геббельс был талантливым пропагандистом, но даже он вряд ли смог бы так лаконично и ёмко охарактеризовать те «отдельные недостатки и временные трудности», которые омрачали жизнь советского человека, которая, по заверениям руководства страны должна непременно наладиться. Надо только отнестись с пониманием и немного потерпеть.
Поэтому, нам представляется, что автором четверостишия был, несомненно, русский человек, то есть, человек, для которого русский язык был родным. А то, что стихи прожили в непечатном, так сказать, виде пятьдесят лет подтверждает их истинную народность.


15
Думаю, будет интересно изучить похожую историю с точно документированными датами.
14 февраля 1948 года военный трибунал Кишинёвской железной дороги приговорил Сергея Ивановича Поповича 1916 года рождения и Пиню Моисеевича Гельфмана 1910 года рождения к 10 годам исправительно-трудовых лагерей «с последующим поражением в правах на три года». Попович в июне–июле 1947 года рассказал Гельфману шесть антисоветских анекдотов, а тот, в свою очередь в августе 1947 года пересказал три из этих анекдотов коллегам-железнодорожникам.
Вот один из анекдотов, рассказанных Поповичем: «Одна старушка увидела впервые в жизни верблюда и заплакала. Когда её спросили, чего она плачет, то она ответила: “Посмотрите, до чего довела советская власть лошадь”».
Февраль 1948 года. Идёт второй год холодной войны. А Сергей Иванович Попович распространяет среди рабочих станции Кишинёв «клеветнические измышления на условия жизни трудящихся в СССР».
Так на какой же заокеанской кухне состряпали эту историю, порочащую советскую лошадь?
К счастью, теперь мы можем точно назвать: кто, где и когда начал эту идеологическую диверсию!


16
Это был художник Дмитрий Стахиевич Орлов (псевдоним Моор) 1883 года рождения. На девятом месяце жизни Союза СССР, 16 сентября 1923 года, журнал «Крокодил» опубликовал его карикатуру «Случай на выставке».
А журнал «Крокодил», между прочим, в 1923 году был приложением к органу ЦК ВКП(б) «Рабочая газета».
Сам ли Дмитрий Стахиевич Орлов (псевдоним Моор) придумал этот анекдот или ему рассказал его коллега по журналу «Крокодил» Владимир Маяковский, неизвестно. И как это вообще опубликовали – загадка. Но шутка читателям понравилась, ушла в народ, а через четверть века помогла пополнить ряды строителей социализма двумя человеками как минимум на 5 лет.
А основоположник советского политического плаката Заслуженный деятель искусств РСФСР Дмитрий Стахиевич Орлов (псевдоним Моор) всего полтора года не дожил до этого признания качества своей шутки на государственном уровне.
Прав был Фёдор Иванович Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

_

 

ПРОЕКТ АИРО-XXI И СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ МОСКВЫ «СССР-100»

logo 100 cccp 220x170

ПРОЕКТ АИРО-XXI И СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ МОСКВЫ «ПОБЕДА-75»

logo pobeda 75

tpp

board

Заказ книг

Ваша корзина пуста

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1128
mod_vvisit_counterВчера1782
mod_vvisit_counterЗа неделю9363
mod_vvisit_counterЗа месяц25769

Online: 30
IP: 3.236.228.250
,

Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.