airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости "Вопросы истории" о книге Игоря Фоменко "Страна чудес"

"Вопросы истории" о книге Игоря Фоменко "Страна чудес"

voprosy istorii26 января – "Вопросы истории" о книге Игоря Фоменко "Страна чудес"

ФОМЕНКО И.К. «Страна чудес». Россия на старинных картах (XIII— XIX вв.). Средневековый путеводитель по Руси. М. АИРО-XXI. 2020. 461 с.

Автор рецензируемой книги — уникальный специалист, которому посчастливилось выйти на удивительно плодотворную стезю исторических исследований. Он обратился к старинным картам как историческому источнику еще на студенческой скамье. Дипломная работа, защищенная на кафедре истории Средних веков истфака МГУ, была посвящена исторической географии Крыма. Охват региона возрос на пути к кандидатской диссертации, в которой рассматривалось Причерноморье на основе анализа морских карт-портоланов XIII—XVII вв. Работы И.К. Фоменко свидетельствуют о том, что историческая география не укладывается в рамки вспомогательной дисциплины, потенциал старинной географической карты как исторического источника практически неисчерпаем. Она содержит огромный пласт информации не только о разнообразных явлениях действительности, но об образах того или иного пространства, которые они формируют в восприятии зрителей.
Средневековые карты отражают представления и познания ее составителей, вкусы заказчиков и интересы потребителей этой продукции. Украшенные сотнями миниатюр и снабженные огромным количеством пояснительных надписей они были настоящими энциклопедиями Средневековья, а не просто инструментарием путешественника. Используя этот колоссальный потенциал, буквально «выжимая» из карты всю возможную информацию, которая непременно дополняется и выверяется с помощью нарративных источников, И.К. Фоменко создал две блестящие работы о Константинополе: «Царьград на старинных картах» (2011 г.) и «Константинополь. Символизм топографии» (2016 г.). За первую из них фондом памяти митрополита Московского и Коломенского Макария автор был удостоен первой премии в номинации «История православных стран и народов» (2013 г.). Российская тематика тоже не осталась в стороне: за книгу «Скифия — Тартария — Московия — Россия. Взгляд из Европы» (2008 г.), также созданную на материалах различных европейских школ картографии, И.К. Фоменко получил высшую награду музейных работников России — Забелинскую премию I степени в 2010 году.
Теперь же, когда Вы, уважаемые читатели, знакомы с автором, хотелось бы предложить Вашему вниманию книгу, в которой российская тематика на старинных европейских картах подана в весьма своеобразном аспекте. Эта работа И.К. Фоменко неспроста названа «Страна чудес», ибо именно так виделась неизведанная и загадочная Россия из цивилизованной Европы на протяжении столетий.
Хронологическому принципу подчинена и структура книги, в которой последовательно анализируются лучшие образцы европейской картографической продукции, начиная с XIII века. Завершает исследование отечественная карта, изданная в Петербурге в 1817 году. С европейскими «сестрами» ее роднит изображение таинственной «Земли Санникова», которая и на излете Нового времени все еще будоражила умы мореплавателей. Несмотря на «чудесное» содержание, эта книга — серьезный научный труд, снабженный, как и положено, примечаниями и солидным библиографическим списком.
Суть красочного описания российских «диковинок», представленного сочным, удобочитаемым языком, выгодно отличающимся от нередкого в новейшей исторической литературе нарочитого наукообразия, в том, чтобы понять, как на протяжении веков европейцы воспринимали «Скифскую пустыню», в каком направлении и в зависимости от чего менялись эти представления. И эту непростую задачу автор решает, интерпретируя зрительные образы (миниатюры, картуши и проч.) в качестве особого вида текста, расшифровывая его в рамках того дискурса, в котором он существует. Иными словами, И.К. Фоменко обращается к визуалистике, медленно, но верно отвоевывающей себе жизненное пространство в отечественной исторической науке. На графическом материале автор отрабатывает специфическую методику, позволяющую извлечь максимум информации из такого визуального источника как старинная карта.
Кроме того, визуальная история предоставляет широкое поле для развития междисциплинарных подходов к изучению прошлого. Это, в свою очередь, одна из актуальнейших тенденций современной исторической науки, так как излишняя специализированность гуманитарных наук нередко ведет к зашоренности авторов и узости исследований — глубина не предполагает широты. В работе И.К. Фоменко, которая носит ярко выраженный междисциплинарный характер, отражается такой охват проблем и хронологических отрезков, посягнуть на который отважится далеко не каждый исследователь, что свидетельствует об интеллектуальной смелости автора.
Русские земли издавна вызывали в Европе неподдельный интерес, привлекая своими бескрайними просторами и неисчерпаемыми богатствами. Какой же образ нашей страны формировался у европейцев благодаря картографическому искусству? Чем меньше достоверных сведений имелось в распоряжении картографа, тем большим количеством различных чудес-мирабилий — диковинных обитателей, фантастических животных, заповедных мест — он заполнял неизведанные территории. Россия же для Европы была именно такой вплоть до XVI столетия, когда дипломатические и торговые контакты с Московским государством таких знаменитых европейских путешественников, как Сигизмунд Герберштейн, Энтони Дженкинсон, Адам Олеарий и др., записки которых легли в основу создания лучших карт «Скифской пустыни», привнесли в ее изображение более реалистичные черты.
На просторы нашего Отечества европейские картографы помещали приспешников Антихриста — «народы Гога и Магога», отделенные от цивилизованного мира Александром Македонским огромной стеной. Они спокойно «доживают» на картах в районе Каспийского моря до XV века. В этом же столетии на севере России еще только появляются кинокефалы-песьеглавцы, «мигрировавшие» с территории Африки, где их изображали ранее. На карте 1500 г. участника первых экспедиций Христофора Колумба Хуана де ла Косы с кинокефалом на северо-востоке Сибири соседствует влеммий — существо, у которого отсутствует голова, а рот и глаза находятся на груди. Монстры названы именами все тех же «Гога» и «Магога». На карте португальского картографа Диогу Рибейры 1529 г. мы видим, как по безлюдным пространствам «Скифской пустыни» бродят птицы величиной со слона, разрывая землю гигантскими когтями в поисках драгоценных камней. Это «грифы» или «грифоны» — западные аналоги восточной птицы Рух. На карте Абрахама Ортелия 1567 г. присутствует летающая черепаха, а у Вида-Ляцкого на карте, изготовленной в Антверпене в 1570 г., — дракон над Балтикой. «Народ паросцитов» («паром сытые» люди) обитает в земле «Югория» на карте Герарда Меркатора 1594 г. И так далее и тому подобное…
Помимо таких «мирабилий», чудеса ожидали потребителей картографической продукции и в изображении природных объектов. Ярчайшая иллюстрация — неожиданное удвоение Каспийского моря. Например, у Пьетро Весконте на карте, созданной около 1320 года. Но и по прошествии доброй сотни лет на карте Андреаса Валшпергера 1448 г. мы снова можем увидеть два Каспия, на берегах одного из которых нашли укромное местечко наши старые знакомцы — «нечестивые народы Гог и Магог». Очевидно, информация о русских землях на картах XVI в., а иногда и более поздних времен, не сильно отличается от той, которая бытовала во времена «темного Средневековья». Изучая лучшие образцы европейского картографического искусства, И.К. Фоменко отмечает, что и в Новое время они грешат искажением реалий, а стремление авторов к декоративности нередко прикрывает недостаточную осведомленность.

Несмотря на то, что знакомство с этим «средневековым путеводителем» по Руси поистине захватывает, мне кажется, что структура книги могла быть более выигрышной. Если бы автор не рассматривал карту за картой, а сгруппировал материал по темам — по конкретным «чудесам», соблюдая при этом хронологический принцип, ему удалось бы избежать повторов. При существующей подаче материала этот недостаток непреодолим, так как картографы часто опирались на работы своих предшественников, копируя различные детали более ранних карт почти буквально. Читатель рискует заблудиться среди «паросцитов», «влеммиев», «кинокефалов», драконов, грифонов и прочих монстров, кочующих по нашим просторам из карты в карту.
Тем не менее, эту книгу можно считать итогом определенного этапа творчества И.К. Фоменко. Основной концепт данного исследования сводится к тому, что именно визуальные образы программируют в современниках восприятие реальности. Картографы же создавали картину мира, далеко не всегда руководствуясь в своей деятельности исключительно объективными данными. Искажение реальности, в зависимости от воли создателя или потребителя изображения, тоже представляет собой источник для изучения менталитета эпохи или социума. Что же касается России, на протяжении столетий отделенной на картах от цивилизованной Европы полумифическими Гиперборейскими и Рифейскими горами, дремучими лесами и непроходимыми болотами, то в ее восприятии над сознанием европейцев довлели стереотипы, восходящие к сочинениям древних авторов.
Имманентная позиция Европы по отношению к России базировалась и продолжает базироваться на антично-средневековом фундаменте, который сцементирован, в первую очередь, непониманием и боязнью потомков кровожадных скифов. Таков вывод автора. Нас же эта книга вызывает на размышления, позволяя увидеть неожиданные ракурсы вроде бы привычных явлений, сопоставить историческое прошлое с реальной действительностью.

Е.И. ЩЕРБАКОВА
(канд. ист. Наук, доцент Московской школы экономики (факультет) МГУ имени М.В. Ломоносова)

 


Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.