airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости СКОРО! К ВЫХОДУ КНИГИ АИРО-XXI «ПОБЕДА-75: реконструкция юбилея»

СКОРО! К ВЫХОДУ КНИГИ АИРО-XXI «ПОБЕДА-75: реконструкция юбилея»

pobeda 75 chegodaeva11 декабря – фрагменты из статей Ольги ЧАГАДАЕВОЙ
«”Война народная, священная война”. Новые тенденции в кино о войне и Победе» и «Онлайн-театр военных действий»

 

«…Возросший интерес к Великой Отечественной в игровом кино связан не только с чередой юбилейных «победных» дат, но и с непосредственным влиянием бывшего министра культуры РФ, а ныне – помощника Президента РФ Владимира Мединского, возглавляющего Российское военно-историческое общество (РВИО). Профессиональный историк, пропагандист Мединский всерьез взялся за продвижение «социально значимого кино», под которым он в первую очередь подразумевает «патриотические блокбастеры». Социальный запрос экс-министр воспринял так: «Людям нужно чем-то гордиться, на такое кино они пойдут».

pobeda 75 600
_
Захватывающий и легкий жанр «супербоевика» выбран чиновником как наиболее удачный неслучайно – в кино пришел новый зритель, далекий от эстетики черно-белого советского кино. Глубокие картины 1960–1970-х, лишенные захватывающих батальных сцен, большинству молодежи скучны и непонятны. Согласно данным Фонда кино, ядро аудитории кинотеатров составляют молодые люди в возрасте 18–24 лет. А со зрителем нужно говорить на его языке.
Победа в общественном сознании возведена в культ, и такое отношение несет в себе определенные издержки. Как тонко отметил еще в 2010 г. писатель-фантаст Борис Стругацкий: «Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбление святыни» <…> Это уже не история, это, по сути, религия». Новый виток сакрализации темы войны в общественном сознании выводит ее из поля творческих экспериментов – «искусства ради искусства» мы здесь не увидим...
Каждое игровое кино о войне в последние годы становится полем ожесточенной идеологической борьбы и разделяет зрителей на два лагеря. Художественная ценность той или иной картины уходит на второй план, главное – несет ли она в себе «правильную» идею. И здесь особенно показательна история с кинокартиной «28 панфиловцев» (2016). Никому не известные на тот момент кинематографисты собрали через краудфандинг на съемки фильма немыслимую для России сумму – почти 35 млн рублей. С миру по нитке – в проекте приняли участие 35 086 откликнувшихся зрителей. Уставшие от исторического ревизионизма 2000-х гг. и от разрушителей фундаментальных мифов, на которых была построена идентичность не одного поколения россиян, зрители ждали патриотическую картину о подвиге в лучших традициях советского синематографа. Мединский как профессиональный пропагандист, разумеется, ухватился за эту идею, и к финансированию фильма подключилось Министерство культуры Российской Федерации и Министерство культуры Казахстана. Итог – 385 млн рублей сборов в СНГ и новый виток ожесточенных, далеко вышедших за рамки исторической науки споров о достоверности положенной в основу сценария истории.
Доктор исторических наук Мединский продемонстрировал свое бескомпромиссное отношение к разрушителям исторических мифов: «Даже если бы не было ничего, это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, мрази конченые». И еще одна характерная фраза министра: «Само обсуждение этой темы, на мой взгляд, кощунственно». Фактически эта картина стала новым этапом сакрализации Великой Отечественной войны в кино. Отныне любое сомнение или непредвзятая критика военно-исторических фильмов о Великой Отечественной, даже с очень слабыми художественными качествами, немедленно переводится в политическую плоскость.
Симптоматично то, что сам бывший министр культуры делит аудиторию на «своих» и «чужих» по реакции на ту или иную кинокартину. Оппонентов – критиков «феерически успешного» блокбастера «Т-34» (2019) господин экс-министр обозвал «идейной фрондой»: «Мне кажется, здесь надо поднимать флаг, держать флаг, и историкам вместе, и деятелям культуры, и нашим продюсерам, и режиссерам, и зрителям правильно относиться к подобного рода внутренней идейной фронде. По-другому я это называть не могу. Это <…> те самые капитулянты, которые первыми бежали в сорок первом». Любой взыскательный зритель, нашедший обидные ляпы и в целом поставивший под сомнение художественную ценность картины, будь он хоть трижды патриот, автоматически записывается в ряды пораженцев и предателей. В то же время экшн-драма «Т-34» снята по «формуле отечественного блокбастера», как ее определил кинокритик и историк кино Николай Корнацкий: «Апелляция к советскому прошлому – для старшего поколения, аттракцион — для молодежи, мелодрама – для девушек и патриотизм как главный социальный клей». Больше похожая на компьютерную игру, у вдумчивого возрастного зрителя кинолента может вызвать оправданное раздражение. Особенно когда подается как главная телевизионная премьера к празднику Победы (фильм был показан 9 мая 2019 г. на телеканале «Россия-1»).
Напоследок, перед отставкой в январе 2020 г., министр культуры обещал проследить, чтобы на майские каникулы в кинотеатрах не было голливудских картин и чтобы зрители смотрели патриотическое отечественное кино: «Так что Голливуд пусть даже не заявляется на майские каникулы. Никаких «Мстителей». Мстить мы будем только фашистам. Это я вам обещаю». Пандемия коронавируса, к сожалению, не дает адекватно оценить результаты этого оригинального «протекционизма»...

***

«…Пандемия коронавируса, из-за которой столица, а вслед за ней и вся страна ушли на режим самоизоляции, внесла значительные коррективы в работу российских театров – все они были закрыты и накануне, и во время, и долго еще после 9 мая. Театры понесли колоссальные убытки, все гастроли были отменены, все проекты заморожены. И, чтобы не терять зрителя, подавляющее большинство трупп перешло со сцены в онлайн формат. Как это ни парадоксально, число мероприятий, приуроченных к 75-летнему юбилею Победы в связи с уходом в виртуальную реальность, резко возросло, относительно анонсированных заранее: даже те коллективы, которые не готовили к юбилею громких премьер или своих традиционных «победных» постановок, получили возможность обратиться к зрителю и отдать дань памяти защитникам Родины.
Самым распространенным жанром в победном мае 2020 года стал жанр театрализованной читки, когда актеры со сцены, из студии или из собственной комнаты декламировали стихи и рассказывали повести литераторов-фронтовиков, читали письма с фронта, пели песни. Военные стихи читали, кажется, во всех театрах, перешедших в режим онлайн – от столичных флагманов до локальных региональных коллективов. Самым «прочитанным» ожидаемо оказался бессмертный «Василий Теркин» Александра Твардовского.
Театр «Современник» к 9 мая подготовил интересный вариант «читки»: в одном видео были собраны отрывки из самых знаменитых спектаклей театра о Великой Отечественной войне. Герои культовых пьес, авторы которых не понаслышке знали, что такое война, говорили голосами культовых актеров. Получился диалог о долге, о персональной ответственности, о нравственности и безнравственности. А к годовщине начала Великой Отечественной войны 22 июня театр подготовил литературный спектакль по пяти произведениям Константина Симонова «Вместо эпилога». В этом спектакле уже современные актёры во главе с Сергеем Гармашом и режиссёром - сыном писателя Алексеем Симоновым размышляли о мужестве, малодушии, страхе, подвиге, гуманизме и надежде.
Онлайн-марафон спектаклей о Великой Отечественной войне – «Марафон Победы», объявленный отечественными театрами на «победной» неделе (4-11 мая), стал уникальной цифровой «сценой», где каждый час транслировались спектакли о войне и Победе. На своих сайтах, страницах в социальных сетях и на специальных площадках труппы выкладывали архивные и даже премьерные спектакли. Одной из таких онлайн-площадок стал сайт телеканала «Россия К», его страницы в YouTube и соцсетях. Здесь с конца марта по июнь в рамках совместного теле-театрального проекта Министерства культуры РФ и канала «Россия К» «Большие гастроли онлайн» показывали лучшие спектакли со всех концов России. С 4 по 11 мая трансляции были посвящены великой Победе. 9 мая целый день спектакли транслировались в социальной сети Вконтакте.
Конечно, для театрала смотреть спектакль, сидя перед компьютером, удовольствие сомнительное, однако в условиях самоизоляции такой вариант досуга пользовался фантастическим успехом. Вынужденная цифровизация и виртуализация привели к тому, что спектакли, которые раньше могли одновременно увидеть не больше 50-100 человек, получили огромную аудиторию благодаря доступности и хорошей рекламе. Это особенно благоприятно сказалось имидже региональных площадок. Например, спектакль «Можно попросить Нину?» Московского областного государственного театра кукол, зрительный зал которого рассчитан на 50 человек, набрал за майские праздники 475 253 просмотра. Весной 2020 года театр определенно временно обрел новую форму, но что же с содержанием?..»

chegodaeva
_

 

ПРОЕКТ АИРО-XXI И СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ МОСКВЫ «СССР-100»

logo 100 cccp 220x170

tpp

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня263
mod_vvisit_counterВчера1280
mod_vvisit_counterЗа неделю4832
mod_vvisit_counterЗа месяц23801

Online: 19
IP: 3.239.129.91
,

Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.