airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home АИРО-XXI Новости ПО СЛЕДАМ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

ПО СЛЕДАМ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

кум2-3 ноября – опубликованы первые отклики на результаты проекта Ассоциации "Революция-100"

Валерий Выжутович. Путь, равный столетию

Мария Вяткина. Неудобный юбилей: Кремль, РПЦ и бывшие братские республики «объединились» в игнорировании Октябрьской революции

РИГА, 7 ноя — Sputnik, Алексей Стефанов

 

 

Путь, равный столетию

Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Столичный выпуск №7416 (250)

В эти дни страна вплотную приблизилась к дате, очень значимой не только в ее собственной, но и во всемирной истории, - 100-летию Русской революции.

Юбилейный год обострил внимание к вопросам, которые на протяжении века были и до сих пор остаются дискуссионными. "Великая революция" или "большевистский переворот"? Какая цена была заплачена за социальный эксперимент, длившийся более семи десятилетий? Способна ли модель государственного устройства, созданная после распада СССР, конкурировать с советским проектом? На эти вопросы искала ответы Ассоциация исследователей российского общества (АИРО-XXI). Ее эксперты в течение года вели мониторинг политической, научной и общественной реакции в России и мире на 100-летие Октября.

С каким знаком следует оценивать Октябрь-1917? "Расставлять знаки - "плюсы" и "минусы" - это неверно с точки зрения исторического мышления, - сказал в интервью "РГ" руководитель Международного совета АИРО-ХХI Геннадий Бордюгов. - Любой факт минувшего содержит в себе как положительные, так и отрицательные моменты, их переплетения и образуют живую ткань истории. Во-первых, 1917 год и весь советский период были исторически неизбежными, если они произошли. Во-вторых, коммунистический эксперимент оказал как колоссальное негативное воздействие на наш народ, прежде всего из-за той цены, какую за него пришлось заплатить, так и мощное положительное влияние". Есть ли какое-либо сходство сегодняшней российской ситуации с тогдашней? "Подобная аналогия сегодня популярна в соцсетях, - ответил историк. - Однако с ней трудно согласиться, и вот почему. Давайте не забывать, в 1917-м страна переживала кризис: изнуряющая война, обвал уровня жизни большинства населения. А что сейчас? Да, есть инфляция, цены растут, с экономикой по-прежнему не все в порядке. Но сравнивать с этой точки зрения обе эпохи, по-моему, некорректно".
Октябрь 1917 года был во многом подготовлен Февралем

Нельзя не сказать, что Октябрь 1917 года был во многом подготовлен Февралем. В самых общих чертах - упрощенно - существуют три взгляда на Февральскую революцию. Левые трактуют ее как результат обострившейся до предела классовой борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Либералы - как доведенное до точки кипения недовольство просвещенной буржуазии царским самодержавием, попирающим права и свободы. Монархисты - как душепагубное забвение Бога и крушение веры в Царя и Отечество.
Неверов: России нужно развитие без застоев, но и без революций

Но и те, и другие, и третьи сходятся в том, что в феврале 1917-го не было ни одного предприятия в Петрограде, которое бы не бастовало и рабочие которого не входили бы в казармы и не просили у солдат оружия, и не было ни одной казармы, которая не встала бы под ружье и не вышла на улицы. Было брожение умов, были разрозненные выступления, но не было единой организующей силы. И вообще почему вторая русская революция (первая случилась в 1905-м) произошла именно в этом месяце? Разве кто-то ее планировал, назначал дату (мифологическое "сегодня - рано, послезавтра - поздно" будет сказано в октябре)? Нет, все случилось как бы само собой, по воле рока. Роковую стихию одновременно видел и отказывался видеть тут Александр Солженицын. В своем исследовании "Размышления над Февральской революцией", опубликованном в "Российской газете", писатель дал глубокое и точное описание паралича власти, распада монархии, гибели династии.
Россия рушится не тогда, когда ослабевает центральная узда, а когда власть глуха к новым общественным запросам

Стихия стихией, но совершенно очевидно, что в те дни и пролетариат, и буржуазия, и крестьянство, и армия, и даже часть капитализировавшегося дворянства выступали заодно. Они выступали против бессильной монархии. При этом у всех социальных групп существовал запрос на участие в управлении государством: после того как царем была распущена Дума, а затем он сам отрекся от престола, в России не осталось никаких легитимных структур (это помимо прочего тоже подготовило почву для Октября). Если бы Николай II вовремя расширил полномочия общества, включил его в работу, Россия смогла бы лучше подготовиться к войне, избежала бы и дальнейших потрясений. За то, что случилось в феврале 1917 года, подготовившим Октябрь, несут ответственность и либералы. Когда Милюкову, Шипову и еще нескольким политическим деятелям Столыпин предложил войти в правительство, они ответили: "Мы не будем сотрудничать с антинародным режимом". В итоге сами отвергли реформы.

Октябрь 1917 года произвел необратимые перемены в сознании всех слоев российского общества. Глубокую эволюцию проделала, например, интеллигенция, по крайней мере та ее часть, что не успела или не пожелала подняться на борт "философского парохода". Эту эволюцию особенно впечатляюще воплотил собой автор крамольных "Несвоевременных мыслей", перековавшийся в зачинателя ленинианы. Такую же эволюцию, только в обратную сторону, в отношении к Октябрю проделал советский интеллигент - от страстного требования "убрать Ленина с денег" до сжигания партбилета в прямом эфире. Сегодня этот вечно мятущийся персонаж российской истории выражает "неоднозначное отношение" к политическим репрессиям и величает Сталина "эффективным менеджером".
Одним махом, используя насилие, невозможно разрешить накопившиеся противоречия

Об уроках Русской революции уже было и еще будет сказано немало. Главный же ее урок вполне очевиден: одним махом, используя насилие, невозможно разрешить накопившиеся противоречия, разделаться с изжившим себя порядком и наскоро создать что-то взамен ему. Столь же очевидно и другое: Россия рушится не тогда, когда ослабевает центральная узда, а когда власть глуха к новым общественным запросам.

 

Неудобный юбилей: Кремль, РПЦ и бывшие братские республики «объединились» в игнорировании Октябрьской революции

100-летие революции 1917 года в России – неудобный юбилей. Эта историческая дата оказалась неподъемной для российской власти, которая пытается провести президентскую кампанию в «максимальной идеологической тишине», для РПЦ, представители которой еще не освободились от советского прошлого, а также для бывших советских республик, которые больны «фетишизмом независимости». Такое мнение, как передает корреспондент РИА «Новый День», высказали эксперты в рамках конференции о проекте «Революция – 100» Ассоциации исследователей российского общества.

Слишком сложно для Кремля: создается затишье перед выборами

Заместитель декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Андреев обратил внимание, что российская власть намеренно избегает темы Октябрьской революции, так как она «идеологически» не удобна.

«Власть не хочет сложных дискурсов. Два года назад юбилей Победы был полностью приватизирован государством, потому что он удобный, яркий, с ним легко работать, его удачно можно обратить на свою пользу. Этот юбилей (Октябрьской революции 1917 года) со всех точек зрения неудобный. Тут у них два тезиса: бросить все ученым – разбирайтесь сами, и второй тезис (людям) – миритесь», – отметил Андреев.

Он подчеркнул, что такая позиция государства неверна, так как российское общество нуждается в осмыслении революционных событий 20-го века.

«Те, кто выстраивает идеологию власти, на протяжении 25 лет упорно не могут понять одной простой истины: мы – общество гражданской войны. Мы в этом режиме существуем: ярче – спокойнее, с большей кровью – с меньшей, в области полемики – в области вооруженной борьбы», – констатировал историк.

Он также добавил, что власти, которая в последнее время активно призывает к национальному примирению, на самом деле было бы на руку разобраться с последствиями революции и гражданской войны.

«Юбилей неудобный для непрофессионалов. Его можно было бы обратить себе на пользу, путем выстраивания сложного пропагандистского дискурса этого юбилея. Белые, монархисты, красные – у каждого своя правда. Мы сейчас работаем со своей правдой, мы – другое общество», – сказал Андреев.

В то же время эксперт подчеркнул, что во многом на такое отрицание Октябрьской революции повлияли предстоящие выборы в президента РФ.

«Судя по всему, кампания будет проводиться в максимальной идеологической тишине. С точки зрения этой тишины, юбилей очень неудобный», – пояснил эксперт.

В этой связи ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Людмила Гатагова обратила внимание, что один выпад в сторону юбилея революции все-таки был сделан.

«Согласно распространённому мнению, СССР мог бы и не грозить распад, будь он поделен на равные штаты, по типу американских. Эта тема неожиданно получила широкий резонанс и всплыла на поверхность после того как 21 января 2016 года на заседании Совета по науке российский президент фактически возложил на Ленина и его гвардию ответственность за развал СССР», – напомнила Гатагова.

Она отметила, что глава государства заявил о том, что революционеры «заложили бомбу под здание, которое называется Россия», в результате чего в 1991 году СССР развалился.

«Как вы понимаете, это заявление российского президента не могло остаться незамеченным, и внесло в кампанию по празднованию юбилея некий элемент нервозности», – сказала она.

«Фетишизм независимости» на постсоветском пространстве

Гатагова отметила, столетие Октябрьской революции практически не отмечается в бывших советских республиках, так как в Центральноазиатских странах в 2016 году отмечали «свою революцию». Например, в Киргизии День Октябрьской революции был переименован в День примирения и памяти.

«Центральным сюжетом здесь становиться знаменитое Туркестанское восстание 1916 года. Весь свой пыл они сбили на этом событии», – пояснила Гатагова.

«На официальном уровне реакция (на юбилей Октября) была вялая или демонстративная. Во всех мероприятиях звучал некий политический контекст. Все исторические нарративы постсоветских стран посвящены тому, что они вычленили из русской революции идею обретения собственной государственности. Практически полностью проигнорировали этот юбилей страны Балтии, Грузия, Узбекистан», – сказала эксперт.

Она добавила, что Узбекистан при этом торжественно отмечает столетие Шарафа Рашидова – первого секретаря ЦК компартии Узбекистана, который «24 года воплощал в жизнь идеи Ленина и революции».

В то же время историк обратила внимание, что Украина в этом году проявила «гиперактивность» и ее кампания по празднованию Украинской народной революции была достаточно масштабная.

«Например, кампания Ленинопада на Украине – когда в рамках проекта декомунизации демонтировали и уничтожили 1320 памятников Ленину. Она, видимо, была подверстана к юбилейному году», – сказала Гатагова.

«Оглядывая картину, которая складывается в постсоветских странах, я бы могла сказать, что «фетишизм независимости», которым озабочены постсоветские государства на фоне попыток России самоутверждаться в качестве великой державы, затушевывает в глазах правящих элит гораздо более серьезные социальные, экономические, нравственные проблемы внутреннего характера», – добавила она.

Советский Союз до сих пор сдерживает Церковь

По оценке экспертов, еще одна сторона, которая скупо отреагировала на Октябрьскую революцию, – Церковь.

«Церковные деятели подходили к созданию некой обобщающей интегральной картины, формированию взгляда или модели, которая может считаться официальной историософской доктриной Церкви в отношении революции, но на каком-то этапе отсекались. Это происходило много раз. В итоге целый ряд сложных, интересных проблемных тем, которые так или иначе поднимаются неформальными церковными публицистами или в церковной блогсфере, не получили своей должной проработки», – считает главный редактор журнала «Наука и религия» Сергей Антоненко.

Он отметил, что в церковной среде обсуждение революции свелось к трем темам: новомученики, покаяние и юбилей Поместного Собора Русской Православной Церкви – его решением 28 октября 1917 года патриаршество в Российской церкви было восстановлено, соответственно, закончился синодальный период в истории Русской церкви.

«Все три темы беспроигрышные, поскольку по ним существует определенный общественный консенсус. Но у каждой из этих тем есть свои подводные камни», – подчеркнул эксперт.

Он пояснил, что возникали серьезные вопросы о критериях, кого можно отнести к новомученикам и о мере их почитания.

«Если мы возьмем тему покаяния, то здесь получилась конкуренция покаянных проектов, когда разные группы или течения выдвигают разные альтернативные сценарии общенационального покаяния. Если мы говорим о Соборе, то мы понимаем, что далеко не все решения Поместного собора стали реальностью», – сказал Антоненко.

При этом эксперт отметил, что часть проблем, которые предстоит решить Церкви, сейчас осложняются «поколенческим фактором». «Нынешнее поколение «decision maker» (те, кто принимают решения) в Церкви – это те люди, которые еще очень плотно в личностном плане связаны с советской эпохой. Может быть, к следующему юбилею мы подойдём с более креативными и правильными идеями со стороны Церкви», – отметил эксперт.

«Вишенка на торте»: нужно ли единое государственное мнение об Октябре 1917 года?

Одновременно с этим американский историк, профессор Принстонского и Нью-Йоркского университетов Стивен Коэн, также присутствовавший на конференции, выразил удивление, что часть российской общественности так яро ждет государственной оценки революционных событий 1917 года и особенно позиции Путина по этому поводу.

«Мне не понятно, что так много людей в России хотят, чтобы Путин выступил о революции. Мне говорили, что он не хочет выступать на эту тему, потому что он боится (революций). Но в Америке нам кажется странным, когда наше государство имеет мнение об истории. Это особенность русских, что вы считаете, что ваше государство должно иметь официальное мнение об истории? Или мы в Америке не понимаем ничего, и нам надо потребовать от Трампа (Дональд Трамп – президент США) его мнение о, например, нашей гражданской войне?» – сказал он.

Москва, Мария Вяткина
https://newdaynews.ru/revolution-1917/619369.html

 

Революция-100: неудобный юбилей в странах бывшего СССР

Этот юбилей неудобен для очень многих, поскольку показывает — все ведут родословную от революции, а хочется создать свое собственное повествование, уверена историк Людмила ГатаговаРИГА, 7 ноя — Sputnik, Алексей Стефанов. Накануне 7 ноября в кинозале Центрального дома журналиста в Москве авторы исследования "Революция-100: реконструкция юбилея" под редакцией историка, руководителя Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-ХХI) Геннадия Бюрдюгова обсудили политическую, научную и общественную реакцию в России и мире на столетие Октябрьской революции 1917 года.

"Подводя итоги мониторинга, можно сказать, что такое масштабное событие, как 100-летие Великой российской революции, заслуживало несколько большего внимания. Этот юбилей для очень многих постсоветских стран не очень удобный, потому что им не хочется быть в одном ряду со всеми, каждая страна хочет вычленить свою революцию из российской и создать свой собственный исторический нарратив. Поэтому для них такое комплексное осмысление революции неудобно, они ничем не хотят быть обязанными русской революции. И настаивают на том, что у них были все предпосылки для создания собственной государственности едва ли не со Средневековья", — подвела итог своей работе ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Людмила Готагова, которая занималась мониторингом стран СНГ и Балтии. С ней и побеседовал Sputnik Латвия после конференции.

На штыках латышских стрелков

"Страны Балтии полностью проигнорировали 100-летие Великой российской революции и сейчас активно готовятся к 100-летию независимости, которое будет отмечаться в 2018 году. У каждой из стран это мероприятие пройдет, соответственно, в феврале, марте и ноябре. Они готовятся примерно так же, как другие готовились к 100-летию юбилея революции, но при этом совершенно игнорируют тот факт, что их юбилеи независимости корнями уходят в революцию, — говорит Людмила Готагова. — Прибалты вычленяют свою историю. Взять латышских стрелков — в Латвии выпустили марку, посвященную латышским стрелкам, но они позиционируются только как сила, которая способствовала становлению латвийской государственности. А о том, что латышские стрелки сыграли колоссальную роль в Великой российской революции, вообще нет ни слова. Этот факт умалчивается. И это очень странно, потому что страны Балтии получили независимость именно благодаря революции и стечению обстоятельств — Мировой войне, Брестскому миру, немецкой оккупации и прочему. И, в отличие от других, если не считать Финляндию и Польшу, стали независимыми на целых 22 года".

Приступая к мониторингу юбилея революции в странах Балтии, Людмила Гатагова была уверена, что "у них будет хотя бы историческое чувство благодарности, что им так повезло, но нет". В юбилейный год не проходили даже научные мероприятия. Совместный с Россией круглый стол прошел только в Литве, да и то был посвящен не революции, а обретению Литвой государственности."Я и пафос своего выступления сводила к тому, что все они поглощены идеей самоутверждения, которая уже длится четверть века. Это ненормально. И у России есть свои проблемы на этой почве, поэтому они и не могут найти общий язык и вести цивилизованный диалог. В результате отношения в культурно-исторической области, связанной даже с юбилеем революции, подпорчены политическими неурядицами", — считает она.

Восстание и культ вождизма

"В центре внимания практически всей Центральной Азии оказалось знаменитое Туркестанское восстание 1916 года, и ему они посвятили очень много времени, сил и юбилейных приготовлений, отметили с размахом. Были все варианты мероприятий: на официальном уровне, в научном сообществе, проходили конференции, выставки, демонстрировались документальные фильмы, презентовались книги. А президент Киргизии издал указ 26 октября о переименовании Дня Октябрьской революции, который у них до сих пор был, в День примирения и памяти. Именно Туркестанское восстание стало центральным символическим сюжетом этого праздника. Поэтому Великая российская революция отошла на второй план — восстание затмило ее. Другое дело, что некоторые из ученых попытались установить некую связь между восстанием и революцией, говоря, что восстание было одной из важных предпосылок, которые привели к революции", — пояснила историк.

При этом она отметила, что Узбекистан, который полностью проигнорировал юбилей Великой российской революции, демонстративно и торжественно отмечает 100-летие Шарафа Рашидова, бывшего первого секретаря ЦК Компартии республики, который 24 года воплощал в жизнь идеи революции. "Это очень странно, но, видимо, Узбекистан озабочен идеей вождизма", — считает Готагова.Информации о том, как относится к революции Туркменистан, исследователь и вовсе не нашла. "Ее как будто и нет. Видимо, в этой стране культурная жизнь либо закрыта от посторонних глаз, либо находится в упадке".

"Тем не менее, повод косвенно коснуться юбилея Великой российской революции есть у всех стран. Скажем, Грузия в марте этого года отмечала 100-летие автокефалии Грузинской православной церкви. Это для них очень важный момент, часть национальной самоидентификации грузинского православия. А ведь автокефалию они получили тоже благодаря революции, правда, февральской. Временное правительство признало выход грузинской церкви из русской и автокефалию. Патриарх Тихон протестовал против этого, но его не послушались, и грузинская церковь стала самостоятельной. Вот они и отметили это событие на официальном уровне с конференцией, выставкой, присутствием самых высоких правительственных персон. А в следующем году, вероятно, будут отмечать 100-летите грузинской независимости. Хотя именно Грузия поставляла для России кадры верхнего эшелона власти", — поясняет Гатагова.

Столетие своей государственности в следующем году будет отмечать и Азербайджан. Там сделан упор на том, что Азербайджанская Республика стала первой из восточных стран демократической и первой, предоставившей женщинам свободу и право участия в выборах. "Они хвалятся эмансипацией женщин", — говорит историк."У Армении два года назад была более значимая дата, чем юбилей революции, — 100-летие армянского геноцида, и они отмечали ее. Соответственно, революция отошла на второй план. Пророссийская часть армянского общества продолжает чтить память Великой российской революции, а другая выступает с требованиями начать процесс декоммунизации по примеру Украины. Аргументы первых — большевики сыграли большую роль в становлении армянской государственности, а вторых — в результате революции Армения оказалась пострадавшей стороной, поскольку Лениным был заключен союз с Турцией, и часть исторической армянской территории была утеряна. Но никаких особых мероприятий, кроме выступлений отдельных аналитиков, в Ереване, посвященных революции, и не предвидится", — рассказывает Гатагова.

На официальном уровне юбилей революции проигнорировала и Молдавия, однако большую активность проявляют коммунисты во главе с бывшим президентом республики Владимиром Ворониным. "Несколько дней назад у них было торжественное заседание, посвященное 100-летию Великой российской революции, на котором выступил Воронин. Он говорил о большом значении революции, которому сейчас придают слишком мало внимания, о великой роли Ленина, и вдруг заявил, что все эти сто лет продолжается… контрреволюция. А яркими примерами этого назвал развал СССР и беспорядки в 2009 году в Кишиневе после парламентских выборов. Он считает, что даже сейчас ползучая контрреволюция пытается угробить великое дело революции", — пояснила историк.

И добавила, что в Молдавии очень четко прослеживается разделение на две линии: на прокоммунистическую — тех, кто прославляет революцию, и на прорумынскую — тех, кто игнорирует события столетней давности, но собирается отмечать присоединение Бессарабии к Румынии в 1918 году.

"Примечательно, что из всех 15 республик бывшего СССР самая активная юбилейная кампания революции развернулась на Украине. Я даже назвала в своем тексте это самостийным юбилеем, потому что в отличие от всех остальных у них все проходит на сугубо государственном уровне, с указом президента Порошенко, с его выступлением 1 января этого года, когда он по национальному телевидению объявил 2017 год Годом украинской революции. Они вычленили украинскую революцию из российской и расширили рамки. В итоге она захватила 1917—1921 годы. Украинцы разработали колоссальный список мероприятий, которые будут проводиться в эти четыре года. Но тут присутствует, конечно, большой процент демонстративности — на всю эту кампанию накладывают отпечаток испорченные отношения с Россией. В частности, в марте следующего года Украина собирается отметить столетие освобождения Крыма от большевиков, а это явно политический шаг. И одновременно с этим 100-летие якобы украинского военно-морского флота", — говорит Людмила Готагова.

Мероприятий в рамках юбилейного года революции на Украине будет значительно больше, чем в России. И главная тема всех дискуссий: почему уже тогда не состоялась украинская независимость? При этом, как считает историк, видимо, именно к 100-летию Великой русской революции по Украине прокатилась кампания "ленинопада", когда в рамках проекта декоммунизации было демонтировано и уничтожено 1320 памятников Ленину."Оглядывая всю эту картину, которая складывается в постсоветских странах, я бы сказала, что фетишизм независимости, как метко подметил литовский поэт, переводчик и эссеист Томас Венцлова, которым озабочены республики бывшего СССР, затушевывает в глазах их правящих элит гораздо более серьезные социальные, экономические, нравственные и прочие проблемы внутреннего характера", — подытожила Людмила Гатагова.

 

ПРОЕКТ АИРО-XXI «СССР-100»

logo 100 cccp 220x170

tpp

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня417
mod_vvisit_counterВчера691
mod_vvisit_counterЗа неделю2931
mod_vvisit_counterЗа месяц7580

Online: 13
IP: 3.144.116.159
MOZILLA 5.0,

Случайная новость

ФРАНЦУЗСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ -- учебный год 2012/2013
Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вам подробную программу цикла лекций по международному праву который ежегодно проводится Французским Университетским Колледжем.
Он пройдет 15, 16 и 18 марта 2013 г. в МГУ им.М.В.Ломоносова.