airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Геннадий Бордюгов Вылечиться от "воспаления этничности"

Вылечиться от "воспаления этничности"

карта

Прошедшее десятилетие дало много поводов для историописания в странах СНГ и Балтии. Произошли первые «цветные революции». Военные конфликты и экономические проблемы вышли за пределы постсоветского пространства, стали дополнительным свидетельством того, что складывается иная конфигурация, не связанная с однозначным доминированием какой-либо страны среди заново образованных государств.

Завершение формирования государственности в этих странах потребовало новых проектов по изучению и репрезентации истории. При этом ведущая роль в создании национальных историй перешла к политической элите, заинтересованной в определенной интерпретации прошлого.

Стремление правящих элит отойти от общей истории, связанной с Российской империей и СССР, выпячивание то одних, то других исторических эпизодов, в зависимости от характера внешнеполитических ориентиров, превратили историю в инструмент политики. Возникли невиданные прежде определения «война памятников», «война памяти».

Как гасить подобного рода войны? Этот вопрос со всей остротой встал перед историками постсоветских государств. А для них самих возник еще один актуальный вопрос - продолжится ли дифференциация историков по национальной принадлежности или все-таки - на основе научной позиции? Своеобразным ответом стало фундаментальное издание «Национальные истории на постсоветском пространстве. Десять лет спустя» - двухлетний проект Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) и Фонда Фридриха Науманна, который осуществлялся при поддержке Экспертного совета РИА Новости.

Как свидетельствуют статьи профессора из Украинской академии наук Георгия Касьянова, профессора Белорусского государственного экономического университета Олега Буховца, культуролога из Молдавии Ирины Цвик, у историков в повестке дня сложное, но крайне важное задание: преодолев всеобщее «воспаление этничности» ранних постсоветских лет, вписать уникальный опыт каждого народа в культурно-историческое постсоветское пространство и мира в целом.

В странах Балтии, к примеру, нет общей идентичности, а потому трудно найти позитивное объединяющее прошлое, - об этом пишут директор исследовательских программ «Балтийского форума» Виктор Макаров из Риги и профессор Вильнюсского университета Нейрюс Шепетис. Спор идет «через забор». Это, по мнению историков, создает дополнительную внутреннюю проблему: нет спора в установлении исторических фактов, но есть серьезная проблема в их восприятии. Латыши с болью вспоминают такие даты, как день оккупации и дни массовой депортации. Они считают 18 ноября (день создания Латвийской Республики) своим праздником, русскоязычные латвийцы к этим датам относятся с прохладцей, зато горячо и эмоционально отмечают 9 мая. Это болезненно для обеих сторон, потому что обе эти интерпретации долгое время навязывались политиками. Возникла усталость общества от разыгрывания этнической карты. Неграждан в странах Балтии становится все меньше, но расхождение траекторий остается и подпитывается обидами: история не растолкована таким образом, чтобы никто не чувствовал дискомфорта. Историческая рефлексия, естественная для открытого и зрелого общества, — нежелательная роскошь, пока исторические водоразделы совпадают с этнополитическими. Но как можно растолковать историю, если те, кто может ее растолковать, имеют собственное толкование? Эстонский историк и издатель Андрес Адамсон в своей статье сформулировал эту проблему так: для России, к примеру, успех — это победа в войне, у нас другой взгляд: если, победив, освободили — почему не ушли, а не ушли - значит, захватили.

Безусловно, необходимо понимание и уважение к различиям национальных памятей. События 1944 года, когда Красная армия выбила немцев из Литвы, Эстонии и большей части Латвии, — это победа. Однако для эстонцев, литовцев и латышей военные победы советских солдат означали еще и возвращение их стран в состав СССР. И из их памяти не вырежешь, что это государство в 1940 году лишило их национальной независимости, всего за 11 месяцев, с июля 1940 года по июнь 1941 года произошли многочисленные политические аресты, высылка десятков тысяч человек в Сибирь и Казахстан. А после «освобождения» осенью 44-го - были и новые аресты, и массовая депортация, и насильственная коллективизация. Следовательно, не поступаясь законной гордостью за военные успехи Красной армии, надо знать, что, кроме освобождения от нацизма, принесли эти успехи народам Балтии. В свою очередь, балтийским народам необходимо понимание, что означает для России, других постсоветских государств, да и для всего человечества память о великой борьбе народов с нацизмом. Не для того нужен диалог, чтобы переубедить, а чтобы понять друг друга. Эта позиция, предложенная Международным обществом «Мемориал», разделялась всеми участниками проекта.

Кто есть сегодня «постсоветские люди», чью историю пишут историки, рассеянные по пространству независимых государств, — народа, нации, государства, режима? Как работают в этой области государственный заказ и общественный интерес? В книге на эти темы размышляют историки и политики из стран Южного Кавказа - директор Института Кавказа, профессор Александр Искандарян, профессор Бакинского государственного университета Эльдар Исмаилов и доцент этого же университета Ильгар Нифталиев, профессор Института политологии Грузии Отар Джанелидзе и журналист Гия Сиамашвили, а также ученые из стран Центральной Азии: профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби Жанат Кундакбаева, доцент Российско-Таджикского славянского университета Мунира Джамалова и председатель наблюдательного совета Европейского клуба Кыргызстана Валентин Богатырев.

Многие авторы статей обращают внимание на то, что в России, на ее политическом и культурном пространстве появилась мода на имперскость - во внешних проявлениях, в символике, стилистике. Татьяна Филиппова, представитель РФ в проекте, являющаяся заместителем главного редактора Российского исторического журнала «Родина», приводит в этой связи слова идеолога британских консерваторов Уильяма Хейга: «Я - за патриотизм без фантазий». Вот так же, без фантазий, стоит относиться и к задачам исторической науки и исторического образования. Именно историки способны содействовать созданию той «дорожной карты», которая поможет современным государственным деятелям не натыкаться на ухабы застарелых этнических и национальных конфликтов и спокойно заниматься своими делами - «без фантазий». Пришло время создания такого образа прошлого каждой постсоветской страны, который бы способствовал стабилизации, нормальным отношениям с соседями.

Опубликовано: http://rian.ru/analytics/20100209/208369787.html

09/02/2010

 

tpp

ПРОЕКТ АИРО-XXI И СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ

logo 100 fv

Права на перевод и издания за рубежом

Если Вас интересует

покупка прав на перевод

и издание за рубежом,

просьба писать на адрес:

tehhi.sasha@gmail.com

Ulti Clocks content
board

Заказ книг

Ваша корзина пуста

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня828
mod_vvisit_counterВчера1099
mod_vvisit_counterЗа неделю4225
mod_vvisit_counterЗа месяц20031

Online: 9
IP: 54.158.250.39
,