airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Борис Соколов Что вместо "имарата Кавказ"?

Что вместо "имарата Кавказ"?

kavkaz01Последние события на Северном Кавказе доказывают, что до умиротворения этого региона еще очень далеко. Убийство министра внутренних дел Дагестана, тяжелое ранение президента Ингушетии, участившиеся нападения на работников правоохранительных органов, все более активное использование террористов-смертников не может не вызывать беспокойства. Россия сталкивается здесь с хорошо организованным исламистским подпольем, пользующимся сочувствием и поддержкой значительной части местного населения. А для того, чтобы выработать оптимальную политику по отношению к горским народам Северного Кавказа, Москве необходимо понять, каково сегодняшнее геополитическое значение этого региона, в чем смысл его сохранения в составе Российской Федерации.

В XIX веке Российская империя завоевала горцев Северного Кавказа в ходе более чем полувековой кровопролитной Кавказской войны, имея единственную цель: получить надежные сухопутные коммуникации с Закавказьем. Позднее, в начале XX века, немаловажное значение для экономики также приобрела нефть Грозного и Майкопа. Ведь кроме Северного Кавказа, нефть в империи тогда добывали только в Баку.

Но сегодня геополитическое значение Северо-Кавказского региона претерпело серьезные и драматические изменения. Страны Закавказья, или, как теперь принято говорить, Южного Кавказа, стали независимыми государствами, и контроль над сухопутными коммуникациями с ними уже не имеет для России жизненного значения. А после открытия гигантских месторождений поволжской, уральской и сибирской нефти северокавказская нефть перестала играть сколько-нибудь существенную роль в российском топливном балансе, хотя и осталась немаловажным подспорьем для северокавказского региона. Поэтому сейчас геополитический смысл российского контроля над горской частью этого региона заключается главным образом в том, чтобы предотвратить образование здесь государства радикальных приверженцев ислама, которое может негативно воздействовать на многомиллионные массы российских мусульман.

Борьба, которую российские силовые структуры ведут против исламских повстанцев и подполья на Северном Кавказе, может завершиться по одному из трех сценариев. Сценарий первый: исламское подполье разгромлено, национальные республики Северного Кавказа остаются в составе Российской Федерации. Сценарий второй: республики Северного Кавказа обретают политическую независимость и там устанавливаются режимы, дружественные России и способные обуздать радикальных исламистов. И, наконец, третий сценарий: на месте северокавказских республик образуется крайне враждебное России исламское государство – имарат (эмират) Кавказ.

Понятно, что третий сценарий для российских властей абсолютно неприемлем. Но какой из двух первых сценариев имеет больше шансов на то, чтобы реализоваться в будущем, сказать сегодня с уверенностью нельзя. И ряд мер, которые осуществляет российская власть на Северном Кавказе, скорее ведут к тому, что будет реализован не первый, а второй сценарий, для Москвы тоже приемлемый. Ведь сейчас русское население оказалось почти полностью вытеснено из горной части Северного Кавказа. И трудно себе представить, чтобы русские в ближайшее время рискнули бы переехать туда на постоянное жительство. Российские законы применяются в северокавказских республиках, и особенно в Чечне, весьма избирательно, если вообще применяются. И единственное, что по-настоящему связывает эти республики с федеральным центром, так это неиссякаемый ручей финансовых дотаций.

Но независимо от того, на какой именно сценарий будут ориентироваться российские политики, некоторые меры по отношению к горной части Северного Кавказа представляются назревшими и совершенно необходимыми. Как хорошо известно из истории, кавказские горцы вели борьбу с Российской империей под знаменем ислама и были фактически объединены Шамилем в единое исламское государство (имамат), где на первом месте был конфессиональный, а не этнический признак. И сегодня с российскими военными и милицией сражаются не сторонники «независимой Ичкерии» или «исламского Дагестана», а те, кто выступают за создание «имарата Кавказ». Именно так назвал в 2007 году будущее исламское государство бывший «президент Ичкерии» и вождь сепаратистов Доку Умаров, ныне «амир (главнокомандующий) моджахедов Кавказа» и «предводитель джихада». Это привело к дистанцированию от Умарова сторонников «светской Ичкерии». Нынешнее соглашение Рамзана Кадырова с Ахмедом Закаевым о прекращении вооруженной борьбы – тому лишнее доказательство.

Однако противники «имарата Кавказ» в северокавказском подполье ныне не пользуются серьезным влиянием. Теперь составляющие большинство сторонники Умарова, вполне в традициях имама Шамиля, сражаются за единое исламское государство на Северном Кавказе.

Россия же противостоит исламским сепаратистам, сохраняя прежние административные границы, достаточно произвольно и искусственно проведенные в советское время, а затем не раз менявшиеся, в том числе и из-за депортации «наказанных народов». В результате мы имеем полдюжины горских республик, ни одна из которых не имеет достаточной территории, населения и ресурсов для экономической самодостаточности. Поэтому сегодня все северокавказские республики являются дотационными, с массовой безработицей, широко распространенной коррупцией и этнократией, когда места во властных структурах распределяются по этническому признаку. Многомиллиардными дотациями центр покупает лояльность северокавказских элит, закрывая глаза на то, что большая часть средств разворовывается и используется не по назначению, так что до рядовых граждан от московских щедрот доходят только крохи.

Неудивительно, что моджахеды с их приверженностью к простоте первоначального ислама, пользуются значительной популярностью среди местного населения. Получается, что моджахеды Умарова координируют свою деятельность по всему Северному Кавказу, не обращая внимания на административные границы, а федеральный центр в своей политике вынужден этих границ придерживаться. Характерно, что сама жизнь заставляет выходить за эти границы. Вспомним, что президент Чечни Рамзан Кадыров и президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров до ранения последнего как раз пытались координировать свои действия в борьбе против сепаратистов. Несомненно, такая координация в рамках всего Северного Кавказа должна дать существенный эффект, хотя бы в плане чисто полицейских мер. Но еще более важной будет единая политика в социально-экономической сфере.

Для координации политических, экономических и полицейских мер, направленных против исламистского подполья, было бы целесообразно создать новое административное образование – Кавказский край, в который вошли бы все северокавказские республики, за исключением, вероятно, только Северной Осетии. Последнюю в этом случае стоило бы вернуть в состав Ставропольского края. При образовании Кавказского края статус северокавказских республик был бы понижен до районов. Они перестали бы быть субъектами федерации, и роль местной элиты в распределении финансовых потоков резко упала бы. Благодаря этому уменьшилась бы коррупция. Можно также надеяться, что с образованием Кавказского края уменьшилась бы дотационность региона в целом путем более рационального использования имеющихся ресурсов. Да и дотации из федерального бюджета тогда использовались бы эффективнее и не оседали бы, как прежде, в карманах чиновников.

Главой Кавказского края следовало бы назначить кого-нибудь из российских мусульман, но не являющегося выходцем из Северного Кавказа. Такой губернатор был бы вполне приемлем в мусульманском по преимуществу в регионе, и в то же время воспринимался бы как фигура нейтральная, не оказывающая предпочтения ни одному из кавказских народов. В рамках Кавказского края, возможно, удастся сломать глубоко укоренившиеся традиции назначения на определенные должности по этническому признаку.

Если политика российской власти по отношению к новому региону окажется успешной, можно будет ожидать улучшения социально-экономической обстановки на Северном Кавказе, уменьшения безработицы и коррупции, сужения социальной базы исламистского подполья. В дальнейшем, в зависимости от хода событий, Кавказский край сможет превратиться либо в сравнительно благополучный регион Российской Федерации, либо в дружественное России жизнеспособное независимое государство. В первом случае, вероятно, Кавказскому краю придется предоставить некий особый статус, чтобы регламентировать применение на его территории некоторых шариатских норм. Во втором случае Кавказское государство, вероятно, будет иметь в определенной степени исламский характер, но удастся предотвратить образование имарата Кавказ и прихода там к власти радикальных исламистов.

Опубликовано 17.08.09  на сайте http://www.russ.ru/

 


Обсуждение на сайте http://www.russ.ru/

17 августа 2009 г. | 15:53
Александр ( Питер )

Соколов такой же "историк", как я - космонавт. Читая его опусы, диву даешься, почему его цитируют здесь в РЖ.

Полное непонимание ни природы этой проблемы, ни того ЧТО важно для России на Кавказе.

Опять утопические и полностью идиотские выкладки про "перекройку", назначение кого-то "со стороны" и тому подобный бред.

Россия борется на Кавказе за себя и за те народы, от которых ей никогда не отделится. И она очень многое уже сделала, однако много и впереди. Проводить политику спокойно и взвешенно, определяя и развивая местные элиты, развивая регион и одновременно борясь жеско с исламистским подпольем - вот тот ключ, который приведет к успеху. У России есть бесценный опыт на Кавказе, и он востребован именно сейчас.

 


17 августа 2009 г. | 15:44
Виктор

Так Соклов же - провокаторю Он и в прошлом году врал про действия россии в Осетии. Его за это с работы вглнали - студнты отказались у него заниматься.

Раньше он врал про Великую отчественную войну - теперь врет про Кавказ.

Кстати, он и не историк вовсе. Специалист по Булгакову.

 


17 августа 2009 г. | 15:43
Дмитрий

создавать прецеденты по применению шариатских норм? вы вполне в своем уме? Нельзя их объединять сейчас... будет только хуже...

 


17 августа 2009 г. | 15:20
Алексей Зырянов (Российская Община Аравийского п-ва)

Смысл? Создавать крупный сильный автономный регион в противовес России во главе с мусульманами? Чтобы объединить их собственными же силами? А как же принцип "разделяй и властвуй"? Тогда уж целесообразнее включить эти республики в уже существующие русские регионы. Или оставить в административно-территориальном плане всё примерно как есть. А вот форму правления в этих республиках заменить как раз таки на эмиратскую, так как там живут традиционалисты, и таким образом можно частично расположить их в сторону России. Республиканская форма правления для них неприемлема. Да и для нас тоже...

 

 

 

 

tpp

ПРОЕКТ АИРО-XXI И СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ

logo 100 fv

Права на перевод и издания за рубежом

Если Вас интересует

покупка прав на перевод

и издание за рубежом,

просьба писать на адрес:

tehhi.sasha@gmail.com

Ulti Clocks content
board

Заказ книг

Ваша корзина пуста

Наши издания

Комната отдыха

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня368
mod_vvisit_counterВчера817
mod_vvisit_counterЗа неделю3056
mod_vvisit_counterЗа месяц14391

Online: 10
IP: 54.156.67.122
,