airo-xxi.ru

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Издания 2018 года Метрополь - столица Москвы

metropol egorovaЕгорова Екатерина
«Метрополь» – столица Москвы. 2-е, расширенное и дополненное издание. – М.: АИРО-XXI, 2018. – 448 с.

ISBN 978-5-91022-412-8

Цена
1000 р.

 

Книга знакомит читателя с историей знаменитой московской гостиницы, свидетеля и участника многих исторических событий двадцатого
века. На основе изучения архивных материалов, публикаций прессы, рассказов очевидцев, личных впечатлений автор воссоздает сложную
судьбу здания: картины жизни дореволюционной роскошной гостиницы, места ожесточенных боев в 1917 году, Дома советов, интуристовской гостиницы, и, наконец, одного из первых пятизвездочных отелей новой постперестроечной России.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ОТЕЛЬ КАК УЧЕБНИК ИСТОРИИ

Глава 1
РОЖДЕНИЕ «МЕТРОПОЛЯ»

Глава 2
АРХИТЕКТУРА «МЕТРОПОЛЯ»

Глава 3
«МЕТРОПОЛЬ» В ДОРЕВОЛЮЦИОННУЮ ЭПОХУ.
1905–1917 годы

Глава 4
ВТОРОЙ ДОМ СОВЕТОВ

Глава 5
НОВЫЕ ВЕЯНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Глава 6
ОТ ВТОРОГО ДОМА СОВЕТОВ К ГОСТИНИЦЕ
ПЕРВОГО РАЗРЯДА

Глава 7
ПО ЗАКОНАМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Глава 8
ПОСЛЕВОЕННЫЙ «МЕТРОПОЛЬ

Глава 9
ТЕРРИТОРИЯ «МЕТРОПОЛЬ».
Гостиница на закате советской эпохи

Глава 10
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ «МЕТРОПОЛЯ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 


metropol egorova 2
ОТЕЛЬ КАК УЧЕБНИК ИСТОРИИ
Савва Мамонтов с Михаилом Врубелем обсуждают проект бу-
дущего здания «Метрополя», Федор Шаляпин в ресторанном
зале с витражным куполом исполняет: «Эх, дубинушка, ухнем!»,
Ленин в роскошном номере люкс беседует с рабочими из прод-
отряда, сотрудник Наркомпросса Осип Мандельштам бродит
по бесконечным гостиничным коридорам, Сталин на банкете
подливает вино в бокал Мао Цзэдуна, сотрудники КГБ в комнате
четвертого этажа допрашивают Владимира Войновича, служба
безопасности отеля через служебный вход ведет в президент-
ский номер Майкла Джексона, спасая от фанатов, Арнольд
Шварценеггер разминается в тренажерном зале… Это лишь не-
многие «картинки» исторической хроники гостиницы «Метро-
поль».
«Метрополь» (в переводе с греческого «главный город», сто-
лица) − гостиница высшего разряда в дореволюционной Москве,
символ роскоши в советское время, одна из первых пятизвез-
дочных гостиниц новой России. Здание, окруженное легендами,
слухами, секретами, как и не менее легендарный основатель
«Метрополя» Савва Иванович Мамонтов. Его новаторский за-
мысел, хотя и с большими трудностями, все же был реализован
и принят с восторгом и восхищением. И гостиница очень быстро
стала одной из самых востребованных в Москве. Светские дамы,
купцы-миллионщики, «железные наркомы», делегаты всевоз-
можных съездов, «мистеры-твистеры», лидеры «братских» ком-
партий, «золотая молодежь» советской эпохи, премьер-ми-
нистры и президенты, «звезды» Голливуда – «все побывали
тут».
А.С. Пушкин писал, что любая подробность из жизни великого
человека драгоценна. Позволю себе утверждать, что любая под-
робность из жизни «замечательного дома» (а «Метрополь»,
безусловно, относится к такой категории) тоже представляет не-
малый интерес.
Такие «подробности», факты и впечатления о гостинице, в
которой я проработала более 20 лет, собраны в этой книге. Из-
дание книги – возвращение долга и самой себе, и обитателям
«Метрополя» 1920–50-х годов, тем, кто здесь родился, играл в
бесконечных гостиничных коридорах, уходил отсюда на фронт.
Беседы с ними (и в первую очередь с ныне здравствующим Сер-
геем Ильичом Вегером, о семье которого будет рассказано
много) легли в основу моего повествования о «Метрополе» со-
ветского периода.
И, конечно, моим коллегам, судьба которых тоже вплетена в
«узорный покров» истории «Метрополя»: хранителю истории
гостиницы и основателю фотомузея Олегу Борисовичу Крива-
леву, Валентине Николаевне Родионовой, Наталье Феликсовне
Мошкаркиной, Татьяне Федоровне Токаревой, Светлане Умно-
вой, Татьяне Захаровой, Татьяне Потошиной, Марине Самсоно-
вой, Светлане Трофимовой, Людмиле Удовенко, Светлане Диб-
цевой, Андрею Ануфриенко – всем, кто беззаветно служил
гостинице долгие годы.
Данная книга – попытка рассказать о многих, хотя, конечно,
не обо всех сторонах жизни легендарного отеля Москвы. Слож-
ность изучения истории гостиницы связана с тем, что «Метро-
поль» много десятилетий был «закрытой территорией», отелем
для иностранцев, посетить который советскому человеку было
непросто, а уж получить какие-то сведения о его внутренней
жизни совсем невозможно. Публикации о «Метрополе» до
конца 1980-х годов были весьма немногочисленны, касались
они в основном архитектурных особенностей фасада и истории
строительства. Пожалуй, первым исследователем гостиницы
следует считать выдающегося историка-краеведа Сергея Кон-
стантиновича Романюка.
Подъему интереса к «Метрополю» и расширению возмож-
ности его изучения послужило закрытие гостиницы на ремонт в
1986 году. В журналах «Наука и жизнь», «Жилищное и комму-
нальное хозяйство», «Городское хозяйство Москвы», «Вопросы
истории», «Архитектура и строительство Москвы», «Московский
журнал», «Декоративное искусство» был опубликован ряд статей
ведущих историков архитектуры и москвоведов. О «Метрополе»
писали М. Нащокина, Л. Рапутов, Е. Кириченко, В. Чекмарев,
Ю. Бочаров. Проблемы реконструкции волновали не только ис-
следователей, но и журналистов. В условиях наступившей в
стране гласности общественность старалась контролировать
процесс перестройки этого уникального памятника архитектуры
и не допустить утраты исторических интерьеров. Была развер-
нута дискуссия о принципах ремонта легендарного здания. Под
давлением общественного мнения в проекте ремонта был сде-
лан упор именно на реставрацию, а не на перестройку здания.
Мастерская Моспроект-2, которой было поручено проведение
работ совместно с Управлением государственного контроля
охраны и использования памятников истории и культуры (УГК
ОИП) города Москвы, «Спецпроектреставрация», искусствоведы
провели колоссальную работу по изучению истории строитель-
ства, первоначального оформления интерьеров и фасада. На-
учным руководителем был назначен Л.Н. Ненаглядкин, от УГК
ОИП работы курировала Марина Викторовна Шумская. В начале
2000-х годов мне посчастливилось общаться с Мариной Викто-
ровной и получить от нее множество интересных сведений. Та-
ким образом, до начала 1990-х годов изучением гостиницы в
основном занимались архитекторы, которых «Метрополь» ин-
тересовал прежде всего в качестве памятника архитектуры.
Вновь «Метрополь» привлек к себе внимание после завер-
шения реставрации и возобновления работы в 1991 году. Ин-
формация о «Метрополе» как одной из первых в стране пяти-
звездочных гостиниц начала появляться и в деловой, и в светской
прессе. Жизнь отеля стала гораздо более открытой. И теперь в
гостинице снимают документальные и художественные фильмы,
отсюда ведутся телерепортажи о конференциях, встречах, пе-
реговорах. Фотографии знаменитых гостей в интерьерах «Мет-
рополя», рассказы об их жизни в Москве заполонили страницы
глянцевых журналов.
В те годы были опубликованы воспоминания эмигрантов,
людей, переживших репрессии, чья жизнь была связана с го-
стиницей (Борман А. Москва – 1918. Из записок секретного
агента. В сб. «Русское прошлое», вып. 1; М, 1991, Соломон Г.
Среди красных вождей. М., Современник, 1995; Григоров Г. По‐
вороты судьбы и произвол. Воспоминания, 1905–1927 годы.
М., ОГИ, 2005 и другие.) Но серьезного всестороннего исследо-
вания истории «Метрополя» по-прежнему нет.
Задумывая книгу о «Метрополе», мне хотелось рассказать
не просто о памятнике архитектуры, а «приоткрыть завесу» над
внутренней жизнью отеля и его «обитателей»: гостей, сотруд-
ников, постоянных жильцов, показать гостиницу не как сторон-
ний наблюдатель, а «изнутри». Идея книги рождалась посте-
пенно, по мере накопления знаний об удивительной судьбе
«Метрополя».
Начинала я свою работу в гостинице рядовым сотрудником
службы приема (в ресепшн) в 1994 году. Всерьез взялась за из-
учение истории гостиницы после назначения в 2001 году на
должность менеджера по связям с общественностью и прессой.
Собранные по крупицам сведения из старых газет и журналов,
мемуаров, монографий, воспоминаний старых сотрудников, гос-
тей отеля, жильцов квартир, располагавшихся в здании «Мет-
рополя», работа в архивах – все это постепенно складывалось в
многоцветное мозаичное панно.
Безусловно, максимально решить задачу не получилось.
Источники по истории гостиницы представлены крайне нерав-
номерно по периодам. Наиболее полные сведения удалось по-
лучить о строительстве «Метрополя» и архитектурных особен-
ностях здания, в чем мне очень помог, помимо книг и статей
упомянутых выше специалистов по истории архитектуры, архив
Департамента культурного наследия.
Что же касается непосредственно жизни гостиницы, все ока-
залось значительно сложнее. Не так много сведений посчаст-
ливилось найти о дореволюционном периоде. В основном это
заметки из газет, реклама, статьи из профессиональных кули-
нарных журналов. Упоминания о гостиничной и ресторанной
жизни я обнаружила в воспоминаниях Федора Шаляпина, Брюса
Локкарта, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус и других современ-
ников. Сведения о жителях квартир, располагавшихся в здании,
были найдены благодаря справочникам «Вся Москва» за разные
годы.
Гораздо более обширный материал в распоряжение иссле-
дователей предоставляет эпоха революционных потрясений и
первых послереволюционных лет: воспоминания участников
боев в Москве 1917 года, мемуары и монографии о жизни «пла-
менных революционеров» – Ленина, Свердлова, Чичерина и
других, чья деятельность была связана с гостиницей, в те годы –
Вторым Домом Советов. Интересные сведения удалось найти в
фондах Государственного архива РФ (ГА РФ) и Российского госу-
дарственного архива социально-политической истории (РГАСПИ),
а также в воспоминаниях о Мандельштаме, Есенине, опублико-
ванных в последние годы воспоминаниях и дневниках москви-
чей и других современников.
Жизнь отеля в 1930–50-е годах я изучала по материалам
фонда «Интуриста» и ВОКСа в Государственном архиве РФ. В ос-
новном это сведения о хозяйственной жизни отеля, работе со-
ветских гидов-переводчиков, количестве иностранных гостей.
Еще одним источником были рассказы сотрудников и посто-
янных жильцов «Метрополя».
Совсем мало информации по периоду «заката советской
эпохи» – немногочисленные путевые заметки иностранных гос-
тей и рассказы старых сотрудников. Постоянные жильцы в 1964
году были из здания выселены. Для журналистов двери гости-
ницы закрыты. Репортажи с правительственных банкетов не ве-
лись, подробности жизни звезд считались не подходящей темой
для широкой публики. Да и не было в те времена глянцевых
журналов, светской хроники. Практически нет фотографий внут-
ренней жизни гостиницы того времени.
Наиболее полно мне удалось рассказать о событиях после
1991 года, поскольку они проходили на моих глазах, частично
даже и при моем участии. Я постаралась наиболее подробно
осветить наиболее интересные моменты.
Материал по истории отеля, который я собирала более пят-
надцати лет, никогда бы не воплотился в книгу, если бы не по-
мощь моих друзей, близких, наставников. Среди них Сергей Ве-
ретенников, вдохновитель и инициатор самых смелых и
оригинальных идей, редактор Надежда Кононова и коллекцио-
нер Александр Сорокин, щедро делившийся со мной фотогра-
фиями старой Москвы из своего собрания. Писатель Андрей
Кнышев подарил для книги название.
Выражаю благодарность сотрудникам музея-заповедника
«Абрамцево» и ГБУК «Библиотека-читальня имени И.С. Турге-
нева», а также замечательным историкам Геннадию Бордюгову
и Стивену Коэну за доверие к моей работе и помощь в издании
книги.

 

ПРОЕКТ АИРО-XXI И СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ

logo 100 fv

Права на перевод и издания за рубежом

Если Вас интересует

покупка прав на перевод

и издание за рубежом,

просьба писать на адрес:

tehhi.sasha@gmail.com